Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ди ответственного лица по управлению рисками в кпк

Ди ответственного лица по управлению рисками в кпк

Базовый стандарт по управлению рисками КПК


\ \ \ Обзор базового стандарта по управлению рисками КПК Дата публикации: 08.05.2018 16:24 К июлю 2018 г. кредитные потребительские кооперативы (далее – КПК) обязаны создать у себя систему управлению рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов (далее – Базовый стандарт), утв. Банком России от 17 апреля 2018 г.

Наши специалисты оказывают помощь в подготовке по базовому стандарту.

Стоимость и сроки составления документов, в том числе об управлении рисками кредитного потребительского кооператива узнавайте по электронной почте Базовый стандарт обязателен для исполнения всеми кредитными кооперативами, которые осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 18 июля 2009 г.

№190-ФЗ «О кредитной кооперации», вне зависимости от членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Контроль за соблюдением базового стандарта осуществляет саморегулируемая организация, членом которой является проверяемый кредитный потребительский кооператив. Саморегулируемая организация вправе проверять соблюдение базового стандарта с даты его вступления в силу вне зависимости от даты вступления кредитного кооператива в саморегулируемую организацию.

Саморегулируемая организация вправе проверять соблюдение базового стандарта с даты его вступления в силу вне зависимости от даты вступления кредитного кооператива в саморегулируемую организацию. Базовый стандарт содержит перечень основных рисков, которыми должен управлять кредитный потребительский кооператив, а также положения, определяющие цели и задачи системы управления рисками кредитного кооператива, совокупность приемов и методов, позволяющих кредитному кооперативу с определенной точностью прогнозировать возникновение рисков и принимать меры, направленные на нивелирование и минимизацию последствий рисков, принципы и подходы к организации системы управления рисками кредитного кооператива, систему разделения полномочий, функционал и внутренние процедуры кредитного кооператива в сфере управления рисками. Все документы, связанные с реализацией базового стандарта (это положение об управлении рисками, реестр рисков, отчеты об управлении рисками, отчеты о состоянии системы управления рисками и иные документы), должны быть доступны органам управления кредитного кооператива, контрольно-ревизионному органу кредитного кооператива, аудиторам, саморегулируемым организациям и Банку России в течение сроков хранения таких документов, предусмотренных номенклатурой дел кредитного кооператива, составляющих не менее пяти лет.

Рассмотрим терминологический аппарат используемый в базовом стандарте. Риск — следствие влияния фактора неопределенности на достижение кредитным кооперативом поставленных целей.

Неопределенность — это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

Элементы риска — источники риска, риск-события, их причины и возможные последствия. Управление риском — меры, направленные на изменение риска.

Источник риска — объект или деятельность, которые самостоятельно или в комбинации с другими обладают возможностью вызывать повышение риска кредитного кооператива.

Риск-событие — возникновение или изменение специфического набора условий, которое привело, могло привести или может привести в будущем к негативным последствиям для достижения целей деятельности кредитного кооператива.

Оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска. Идентификация риска — это процесс определения, составления перечня и описания элементов риска.

Анализ риска — это процесс изучения природы и характера риска и определения уровня риска. Сравнительная оценка риска — процесс сравнения результатов анализа риска с критериями риска для определения приемлемости риска. Критерий риска — совокупность факторов, в сопоставлении с которыми оценивают значимость риска для кредитного кооператива.

Реагирование на риск — процесс принятия решения о работе с риском кредитного кооператива одним или совокупностью следующих способов: ограничение (снижение уровня, минимизация) риска, перенос (передача) риска, финансирование риска, уклонение от риска (избегание риска), принятие риска.

Уровень риска — величина риска кредитного кооператива, определенная с использованием критериев риска в порядке, установленном внутренними нормативными документами кредитного кооператива.

Приемлемый риск — уровень риска, который кредитный кооператив готов принимать на себя, обеспечивая достижение целей своей деятельности. Мониторинг рисков — процесс наблюдения за рисками кредитного кооператива, в том числе за их уровнем, его соответствием допустимому (приемлемому) уровню, внедрением мер реагирования на риски и контрольных процедур, эффективностью данных мер и процедур, а также анализа внешней среды.

Мониторинг рисков — процесс наблюдения за рисками кредитного кооператива, в том числе за их уровнем, его соответствием допустимому (приемлемому) уровню, внедрением мер реагирования на риски и контрольных процедур, эффективностью данных мер и процедур, а также анализа внешней среды. Риск-культура — совокупность ценностей, убеждений, пониманий, знаний, норм поведения и практик в отношении рисков кредитного кооператива и управления ими, разделяемых и принимаемых всеми работниками кредитного кооператива и лицами, назначенными в органы управления кредитного кооператива. Положение об управлении рисками — внутренний нормативный документ, утверждаемый правлением кредитного кооператива в соответствии с уставом кооператива и устанавливающий порядок организации и осуществления управления рисками кредитного кооператива.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Обзор базового стандарта по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов

Базовый стандарт содержит перечень основных рисков, которыми должен управлять кредитный потребительский кооператив, а также положения, определяющие цели и задачи системы управления рисками кредитного кооператива, совокупность приемов и методов, позволяющих кредитному кооперативу с определенной точностью прогнозировать возникновение рисков и принимать меры, направленные на нивелирование и минимизацию последствий рисков, принципы и подходы к организации системы управления рисками кредитного кооператива, систему разделения полномочий, функционал и внутренние процедуры кредитного кооператива в сфере управления рисками. Базовый стандарт обязателен для исполнения всеми кредитными кооперативами, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Федеральный закон №190-ФЗ), вне зависимости от членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Контроль за соблюдением Базового стандарта осуществляет саморегулируемая организация, членом которой является кредитный кооператив. Саморегулируемая организация вправе проверять соблюдение Базового стандарта с 1 июля 2018 года вне зависимости от даты вступления кредитного кооператива в саморегулируемую организацию.

Политика управления рисками публичного акционерного общества

С 1 сентября 2018 года в публичном акционерном обществе должна быть организована система управления рисками. Указанное требование установлено Федеральным законом от 19 июля 2018 г.

№209-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»

, который дополнил Федеральный закон от 26 декабря 1995 г.

№208-ФЗ «Об акционерных обществах» новой статьей 87.1 «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе»: «Статья 87.1. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе 1. В публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль.

Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля. 2. Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит.

Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита. Должностное лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) публичного общества.

Условия трудового договора с указанными лицами утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества. В случае, если внутренними документами публичного общества, указанными в настоящем пункте, предусмотрена возможность осуществления внутреннего аудита иным юридическим лицом, определение такого лица и условий договора с ним, в том числе размера его вознаграждения, осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) публичного общества…» Наши специалисты разработали практическое пособие и шаблоны документов по управлению рисками публичного акционерного общества в удобном для редактирования формате Word: 1. Основные документы по риск-менеджменту публичного акционерного общества: Документ Цена Положение (политика) об управлении рисками 4000 р.

Положение о кредитном риске 2000 р. Положение об операционном риске 2000 р. Положение о правовом риске 2000 р.

Положение о риск потери репутации (репутационном риске) 2000 р.

Положение о регуляторном риске 2000 р. Решение совета директоров (наблюдательного совета) об утверждении положения об управления рисками, о кредитном риске, об операционном риске, о правовом риске, о риске потери деловой репутации, о регуляторном риске 1000 р.

2. Реестр риска и карта рисков публичного акционерного общества: Документ Цена Реестр рисков ПАО (пример заполнения) 3000 р.

Карта рисков ПАО (пример заполнения) 3000 р. Паспорт кредитного риска (пример заполнения) 2000 р. Паспорт операционного риска (пример заполнения) 2000 р. Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения) 2000 р. Паспорт стратегического риска (пример заполнения) 2000 р. Паспорт рыночного риска (пример заполнения) 2000 р.

Паспорт рыночного риска (пример заполнения) 2000 р. Паспорт правового риска (пример заполнения) 2000 р.

Паспорт риска ликвидности (пример заполнения) 2000 р. Паспорт регуляторного риска (пример заполнения) 2000 р.

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние риск-факторы, последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на деятельность ПАО.

3. Обучение работников публичного акционерного общества по программе риск-менеджмента: Документ Цена Программа обучения сотрудников ПАО по риск-менеджменту 2500 р. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников ПАО методам и инструментам управления рисками 1400 р.

Приказ об утверждении перечня сотрудников ПАО, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту 1400 р. Свидетельство о прохождении сотрудником ПАО обучения по риск-менеджменту 1400 р. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников ПАО по риск-менеджменту 1400 р.

Тесты для проверки знаний сотрудников ПАО в области риск-менеджмента 1400 р. Ежегодный план проверки знаний сотрудников ПАО в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками) 1400 р.

4. Назначение риск-менеджера в публичном акционерном обществе: Документ Цена Приказ о назначении риск-менеджера 500 р.

Должностная инструкция риск-менеджера 2000 р. 4.1. Создание подразделения риск-менеджмента ПАО: Документ Цена Приказ о назначении риск-менеджера 500 р.

Положение о подразделении риск-менеджмента 1000 р.

Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента 2000 р.

Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента 2000 р. 5. Внутренняя отчетность об управлении рисками в публичном акционерном обществе.

Документ Цена Положение о системе внутренней отчетности управления рисками ПАО 3000 р.

План проведения проверок системы управления рисками на календарный год 700 р. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год 3000 р. 6. Дополнительные документы по риск-менеджменту: Документ Цена Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками ПАО 700 р.

Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников ПАО 700 р.

Изменения и дополнения в положения структурных подразделений ПАО 700 р.

Изменения и дополнения в устав ПАО 2900 р.

Положение о совете директоров (наблюдательном совете) ПАО 2500 р. Стоимость практического пособия с полным составом вышеперечисленных документов 25000 р. Образец положения об управлении рисками публичного акционерного общества Все документы составлены на основании следующих нормативных правовых актов:

  • Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02.03.2016 г. №80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции»
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Рекомендации Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (письмо Минфина РФ от 25.12.2013 г. №07-04-15/57289);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».
  • Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);

Вы здесь

»

  • Система управления рисками в кооперативе обеспечивается в рамках сложившейся организационной структуры силами предусмотренных уставом и внутренними документами органов и сотрудников, совмещающих функции по управлению рисками со своими основными функциональными обязанностями.

В силу умеренного размера обслуживаемых кооперативом активов и локализации осуществляемых им программ в пределах ___________________ отдельное структурное подразделение, или сотрудник, ответственное за управления рисками, в кооперативе не создается.

Так же в кооперативе не назначается сотрудник, ответственный за управление рисками.

  • Контроля риска инсайдеров, одобряя решения о предоставлении займа лицам, избранным в органы кооператива.
  • Контролирует соблюдение финансовых нормативов ФН7, ФН8 и индикаторов внутренней управленческой отчетности, позволяющих оценить наличие у кооператива ресурсов для обслуживания обязательств по привлеченным от пайщиков средствам, предупреждая риск потери ликвидности
  • Ежегодно представляет Правлению отчет о состоянии системы и мерах, предпринятых в целях управления рисками.
    1. Общее собрание пайщиков оценивает эффективность организованной в кооперативе системы управления рисками, наличие и влияние стратегического риска на достижение кооперативом целей своей деятельности, последствия развития рисков, лиц, виновных в причинении кооперативу убытков в результате наступления рисков, порядок возмещения таких убытков, порядок привлечения к ответственности лиц, в результате действий (бездействия) которых кооператив понес убытки.
    2. Специалист по информационным системам (IT – менеждер, специалист) – организует и обслуживает защиту располагаемой кооперативом информации, IT-процессов и систем.

      Таким образом, предупреждается угроза возникновения одного из компонентов операционного риска, связанная с утратой информации, угрозами несанкционированного доступа и иного неправомерного использования информации.

    3. Кооператив обеспечивает все органы, структурные подразделения и сотрудников, вовлеченных в систему управления рисками, необходимыми ресурсами и информацией.
    4. Система управления рисками в кооперативе обеспечивается следующими ее субъектами:
      1. Осуществляет мониторинг рисков. Ежемесячно контролирует объемы значимых рисков, ресурсные возможности кооператива для их покрытия и принимает меры реагирования на изменяющиеся обстоятельства и условия в целях минимизации воспринимаемых кооперативом рисков.
      2. Рассматривает и утверждает Положение об управлении рисками в кооперативе, определяющее стратегию управления рисками и порядок управления наиболее значимыми для кооператива рисками.
      3. Сотрудники кооператива, непосредственно взаимодействующие с пайщиками, составляют заключения по заявкам на предоставление займов, взаимодействуют с пайщиками – заемщиками в течение кредитного периода, выявляют просрочки в погашении, соблюдают протокол работы с проблемной задолженностью, обеспечивая управление кредитными риски на «фронтальном уровне». Взаимодействуя с пайщиками, доверившими кооперативу свои личные сбережения, сотрудники разъясняют им условия размещения и досрочного изъятия сбережений, дают необходимые пояснения о финансовом положении кооператива, купируя возможные тревоги и озабоченности пайщиков в связи с внешними финансовыми рисками.
      4. Содействует развитию риск-культуры в кооперативе.
      5. Главный бухгалтер (бухгалтерия) – учитывает поступления и расходы, формирует показатели бухгалтерского и управленческого учета, контролирует отклонение этих показателей от нормируемых значений или принятых в кооперативе внутренних индикаторов, и, при выявлении потенциальных угроз возникновения финансовых рисков, сообщает Председателю правления о выявленных угрозах возникновения финансовых рисков или об отсутствии таких угроз.
      6. Председатель правления непрерывно оценивает все воспринимаемые кооперативом риски и принимает в рамках своей компетенции меры по их предупреждению и нейтрализации.
      7. Рассматривает и утверждает отчеты Председателя правления о результатах мероприятий, проведенных в целях управления рисками.
      8. Структурные подразделения и сотрудники кооператива идентифицируют, оценивают и реагируют на риски в рамках своей компетенции, установленной внутренними нормативными и иными внутренними документами кооператива.

        Мероприятия по управлению рисками распределяются между структурными подразделениями и сотрудниками кооператива, таким образом, осуществление операций финансовой взаимопомощи и (или) иной деятельности, связанных с принятием рисков и управление такими рисками, не являлись функциями одного структурного подразделения или сотрудника.

      9. По предложению Председателя правления устанавливает допустимые уровни потерь (лимиты) по всем выявленным рискам, которые могут быть покрыты располагаемыми кооперативом ресурсами.
      10. Доводит до общего собрания информацию о состоянии системы управления рисками в кооперативе.
      11. При необходимости стресс тестирования по отдельным видам рисков – определяет процедуры такого тестирования.
      12. Вовлечение в систему управления рисками всех лиц, избранных или назначенных в органы кооператива, а в определенных случаях и пайщиков позволяет организовать систему управления рисками на основе трех линий защиты:
      13. Обеспечивает исполнение решения Общего собрания и Правления в области управления рисками.
      14. Третья линия защиты – внутренний аудит, в рамках которого осуществляется мониторинг и оценка системы внутреннего контроля кооператива. Правление осуществляет такой мониторинг и оценку постоянно, а контрольно – ревизионный орган – эпизодически, по мере возникновения необходимости, но не менее одного раза в год для подготовки заключения общему собранию.
      15. Контролирует информационную безопасность, уровень защиты информации АйТи -систем.

      16. Информационное взаимодействие между структурными подразделениями, сотрудниками и председателем правления осуществляется способами, обеспечивающими оперативность передачи информации, в т.ч. устно, путем направления сообщений по электронной почте, составления докладных записок и пр.

        Решения и распоряжения председателя правления по вопросам управления рисками документируются.

      17. Обеспечивает ведение реестра рисков.
      18. Распределяет полномочия, руководит деятельностью и обеспечивает необходимыми ресурсами структурные подразделения и сотрудников кооператива, участвующих в процессах управления рисками.

      19. Функции информационно безопасности и АйТи- процессов – (АйТи специалист или структурное подразделение, ответственное за организацию и функционирование информационных систем).
      20. Разрабатывает правила и методы оценки рисков и правила формирования отчетов об управлении рисками.

        Обеспечивает взаимодействие, обмен данными и работу с отчетами об управлении рисками.

      21. Вторая линия защиты обеспечивается органами управления и (или) органами внутреннего контроля, осуществляющими, в т.ч., следующие функции:
      22. Юрист (сотрудники юридического подразделения) – проводят текущую экспертизу используемых кооперативом документов, контролируют соответствие деятельности кооператива законодательно и нормативно установленным режимам и процедурным требованиям, представляют и защищают интересы кооператива в надзорных и судебных органах, управляя правовыми и комплайнс (регуляторными) рисками.
      23. Комплайенс — контроля, анализируя применяемую кооперативом документацию и процедуры во взаимоотношениях с пайщиками и иными контрагентами;
      24. Анализирует на предмет соответствия законодательству документы, оформляющие отношения с пайщиками и иными контрагентами, предупреждая угрозу возникновения правовых рисков при судебном разрешении споров.
      25. Контрольно ревизионный орган сочетает функции:
      26. Комитет по займам, принимая решения о предоставлении займов, основанное на оценке мотивации, благонадежности и платежеспособности, способствует минимизации кредитных рисков, а в случае его наступления, разрабатывает взаимоприемлемые условия реструктуризации проблемной задолженности, снижая уровень операционного риска, связанного с ростом расходов на резервирование и судебное взыскание просроченной задолженности.
      27. Утверждает внутренние нормативные документы, включающие, в т.ч. и положения, регламентирующие вопросы управления рисками.
      28. Функции комплайенс – контроля – контроля соблюдения кооперативом требований законодательства и нормативно-правовых актов, нормативных документов Банка России, Базовых стандартов, внутренних стандартов СРО и иных внутренних документов СРО «Содействие», иных правил профессиональной деятельности, в т.ч.

        определяемых внутренними нормативными документами и регламентами кооператива (Председатель правлении, Правление, Главный бухгалтер, ответственный сотрудник, комитет по займам, контрольно-ревизионный орган).

      29. Общего контроля эффективности системы управления рисками, оценивая достигнутые кооперативом показатели финансово-хозяйственной деятельности и предпринятые в связи с этим меры профилактики или преодоления финансовых и нефинансовых рисков.
      30. Организует своевременное рассмотрение обращений пайщиков и, в случае подтверждения изложенных в них доводов, устраняет элементы негативной практики взаимодействия с пайщиками, принимает меры к сотрудникам, виновным в применения таких практик, способствуя предупреждению репутационного риска.
      31. Правление контролирует текущую деятельность по управлению рисками и, при необходимости, принимает стратегические меры по нейтрализации или минимизации угроз, связанных с наступлением того или иного риска. К непосредственной компетенции правления относится текущий контроль и поддержание приемлемого уровня операционного риска, а также рассмотрение и утверждение отчетов председателя правления об управлении рисками.
      32. Первая линия защиты обеспечивается каждым работником и (или) структурным подразделением, взаимодействующим с источником возникновения того или иного риска. В определенных случаях в первой линии защиты могут участвовать и пайщики, предоставляющие информацию о вероятности возникновения рисков (например, в связи с участием в кооперативе отдельных пайщиков, характеризующихся неблагоприятной социальной репутацией, применяемыми кооперативом практиками, ущемляющими права пайщиков и т.д.).

        На первой линии защиты осуществляется идентификация рисков.

      33. Принимает решения о привлечении личных сбережений пайщиков, поддерживая приемлемый уровень сберегательного риска.
      34. Утверждает форму реестра рисков и порядок ее заполнения.
      35. Утверждает смету доходов и расходов, определяющую ресурсы осуществления деятельности кооператива, предупреждающие возникновение значимых для кооператива рисков, а при их наступлении – нивелирующие или минимизирующие негативные последствия таких рисков.

        Для этого в структуре сметы, наряду с источниками финансирования регулярных расходов, предусматривается формирование сметных резервов.

      36. Функции контроля за управлением рисками (Председатель правления, правление, контрольно ревизионный орган);
      37. Анализирует изменения текущей конъюнктуры на финансовом рынке и предлагает правлению внести коррективы в условия кредитных, сберегательных и ссудо-сберегательных программ и продуктов в качестве меры реагирования на рыночный риск.
      38. Ответственный сотрудник – лицо, обеспечивающее соблюдение в кооперативе законодательство по ПОД/ФТ, предупреждает, выявляет и пресекает специфические риски использования пайщиками возможностей кооператива в целях ПОД/ФТ и иной противоправной деятельности, ограничивая связанные с ними кредитный, сберегательный, операционный, репутационный и стратегический риски.
      39. В течение пятнадцати дней, с даты возникновения обстоятельств, дающих основания для применения мер по предупреждению банкротства кооператива, предусмотренных п.1, ст. 183.2 и п.1, ст. 189 2 Закона № 127-ФЗ, разрабатывает и направляет в СРО «Содействие» план восстановления платежеспособности кооператива и обеспечивает его реализацию, нивелируя риск утраты платежеспособности.
      40. Обеспечивает соблюдение кооперативом требований законодательства, нормативно-правовых актов, нормативных актов Банка России, Базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО «Содействие», предупреждая возможные коплайенс (регуляторные) риски.
      41. Организует обучение работников кооператива по вопросам управления рисками.
      42. Ежегодно, не позднее 30 января следующего года, составляет и представляет Правлению отчеты о состоянии системы управления рисками.

      Пример должностной инструкции риск-менеджера

      \ \ \ Образец должностной инструкции риск-менеджера Дата публикации: 27.01.2018 22:11 27 января 2018 года вступил в силу Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций.

      При этом, нужно отметить, что указанный стандарт предъявляет разные требования к системе управления рисками МКК и МФК.

      Так, одно из отличий состоит в том, что в МФК должно быть сформировано подразделение по ПОД/ФТ, а в МКК назначен единственны сотрудник в лице риск-менеджера. В соответствии с пунктом 2.2 Базового стандарта по управлению рисками микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, и МФК обязаны сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за управление рисками (далее — подразделение риск-менеджмента).

      Таким образом, МКК при достижении суммы задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо в случае получения статуса МФК, обязана сформировать подразделение риск-менеджмента в течение трех месяцев с момента окончания календарного года, в котором сумма задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам превысила эту сумму, либо с даты получения статуса МФК. Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам более одного миллиарда рублей Микрокредитная компания имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей Микрофинансовая компания Риск-менеджер — + — Подразделение риск-менеджмента + — + Соответственно микрокредитная компания, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным займам менее одного миллиарда рублей обязана назначить риск-менеджера и разработать должностную инструкцию риск-менеджера на основании профессионального стандарта «Специалист по управлению рисками», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 сентября 2015 г.

      №591н. В свою очередь микрофинансовая компания обязана создать подразделение риск-менеджмента, разработать положение о подразделении риск-менеджмента и должностные инструкции сотрудников указаного подразделения. Возможные наименования должности риск-менеджера: специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента), риск-менеджер, методолог по рискам, координатор по рискам, эксперт по рискам, руководитель (начальник) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента).

      Возможные наименования должности риск-менеджера: специалист отдела управления рисками (риск-менеджмента), риск-менеджер, методолог по рискам, координатор по рискам, эксперт по рискам, руководитель (начальник) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента). Наши специалисты разработали , которое в том числе включает в себя шаблоны указанных должностных инструкций и положение о подразделении риск-менеджмента. Основная цель профессиональной деятельности риск-менеджмера:определение событий, которые могут влиять на деятельность организации, и управление связанным с этими событиями риском, а также контроль отсутствия превышения предельно допустимого уровня риска организации и предоставление разумной гарантии достижения целей организации; поддержание уровня риска, обеспечивающего непрерывную деятельность и устойчивое развитие организации, получение оптимального результата деятельности организации с учетом риска для учредителей, собственников и иных заинтересованных сторон.

      Рассмотрим трудовые функции специалиста по управлению рисками: 1. Разработка отдельных направлений риск-менеджмента:

      1. Разработка методической и нормативной базы системы управления рисками и принципов управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.
      2. Поддержка процесса управления рисками для ответственных за риск сотрудников организации.
      3. Определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск.
      4. Документирование процесса управления рисками в рамках отдельных бизнес-процессов, направлений.

      2. Обеспечение эффективной работы системы управления рисками:

      1. Поддержание устойчивого функционирования системы управления рисками
      2. Контроль эффективности работы сотрудников и подразделения
      3. Разработка совместных предложений по вопросам управления рисками со всеми участниками процесса управления рисками и консультирование сотрудников по вопросам управления рисками
      4. Обучение сотрудников в области управления рисками и развитие культуры управления рисками
      5. Поддержание эффективных коммуникаций и мотивация сотрудников подразделения
      6. Разработка системы управления рисками
      7. Планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации
      8. Эксплуатация системы управления рисками
      9. Внедрение системы управления рисками

      3.

      Методическая разработка, поддержание и координация процесса управления рисками:

      1. Поддержание и совершенствование культуры управления рисками в организации
      2. Разработка методических документов
      3. Взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам управления рисками и публичное представление организации в средствах массовой информации в части риск-менеджмента
      4. Консультирование по вопросам управления рисками в организации

      4.

      Построение и контроль процесса управления рисками:

      1. Руководство созданием методологии системы управления рисками, формирование основных принципов корпоративных нормативных актов по управлению рисками
      2. Создание организационной структуры системы управления рисками
      3. Контроль процесса предоставления отчетности по рискам в организации
      4. Координация работ по технико-информационному обеспечению системы управления рисками
      5. Оценка адекватности воздействия на риски (страховой защиты, хеджирования, гарантий)
      6. Управление кадровым составом системы управления рисками
      7. Координация процесса выполнения планов и бюджетов реагирования на риск
      8. Координация работ по внедрению единой политики организации в области управления рисками
      9. Контроль процессов управления в чрезвычайной ситуации, антикризисного управления и управления непрерывностью бизнеса
      10. Развитие культуры управления рисками в организации

      5. Стратегическое корпоративное управление рисками:

      1. Определение направлений развития корпоративной культуры в части управления рисками
      2. Определение целей системы управления рисками организации
      3. Установление предельно допустимого уровня риска на стратегическом уровне
      4. Контроль системы управления рисками
      5. Определение целей и основных мероприятий по вопросам устойчивого развития и социальной отчетности организации в части управления рисками.
      6. Определение стратегии организации в части развития и поддержании системы управления рисками

      Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель отдела финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

      Практическое пособие управления рисками кпк

      ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Указания Банка России от 28 июня 2016 г.

      Важное значение в управлении риском ликвидности кооператива занимает создание резервного фонда кредитного кооператива, от которых зависит надёжность кредитной организации. Согласно Федеральному закону «О кредитный кооперации» размер резервного фонда определяется общим собранием пайщиков кооператива.

      По мнению автора, кроме резервного фонда возможно создание специального фонда обеспечения ликвидности, целью которого должно стать обеспечение денежными средствами повышенного сезонного спроса на займы.Размер фонда обеспечения ликвидности может формироваться исходя из прогнозируемых периодов недостатка необходимых ресурсов для осуществления обязательных выплат или возврата активов и в соответствии с прогнозом принимать меры для стабилизации положения. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст).

      1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» (утв.
      2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст).
      3. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст).
      4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст).

      Отчетность кредитного потребительского кооператива по управлению рисками

      В Базовом стандарте по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов, утвержденном протоколом Банка России от 17.04.2018 г.

      №КФНП-11 (далее — Базовый стандарт), выделяются следующие виды рисков кредитного потребительского кооператива:

      1. операционный риск, вызываемый нарушениями в деятельности кооператива вследствие внутренних и внешних факторов;
      2. рыночный риск, обусловленный изменениями в рыночной оценке финансовых активов;
      3. стратегический риск, под которым понимается риск нарушения кооперативом установленных в стратегическом плане целей функционирования;
      4. кредитный риск неплатежеспособности по финансовым обязательствам;
      5. репутационный риск, отрицательно воздействующий на деловую репутацию кооператива;
      6. риск ликвидности по причине нарушения сроков исполнения финансовых обязательств.

      Согласно Базовому стандарту управление рисками кредитных кооперативов должно базироваться на соблюдении следующих принципов:

      1. ответственность лиц, участвующих в системе управления кооперативом;
      2. обеспечение эффективности принятия решений о реагировании на риски и других факторов, определяющих целесообразность их принятия.
      3. непрерывность процесса управления рисками;
      4. соразмерность, выражающаяся в соответствии принятых позиций управления рискам проводимых кооперативом операций;
      5. улучшение деятельности кооператива по повышению эффективности функционирования и достижению установленных целей;
      6. осведомленность работников кредитного кооператива о рисках, возникающих при выполнении ими профессиональных обязанностей;

      * Пакет документов ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В КПК

      (документы разработаны с учетом того, что в КПК назначен сотрудник, ответственный за управление рисками / либо в КПК обязанности сотрудника, ответственного за управление рисками, выполняет руководитель) Предоставляется один пакет на выбор. 6 350= 6 000= Положение о проведении обучения работников по вопросам управления рисками 3 000= Приказ о мерах 550= Приказ об утверждении перечня должностей 550= Перечень вопросов для обучения ответственного сотрудника (руководителя) 750= Программа обучения сотрудников, совершающих операции 550= План проведения обучения (образец) 550= Журнал учета проведения обучения 400= Пакеты и Документы, отмеченные * проходят постоянную актуализацию. Обновления данной документации доступны в рамках заключаемого Абонентского сопровождения.

      Общая продолжительность Курса – 6 часов (4 занятия)

      1 800 руб. – для клиентов Акцепт Групп, находящихся на Абонентском сопровождении; для участников Курса «Школа Риск-менеджера — 2018»; для подписчиков Журнала «Микрофинансит». 3 000 руб. – cтоимость Участия для иных участников (МКК, КПК).

      Записаться на Обучение и задать вопросы Вы можете, позвонив по телефону Горячей линии 8-800-333-9452 (звонок бесплатный) Электронная почта

      Управление рисками кредитного потребительского кооператива

      Все документы подготовлены с учетом специфики деятельности кредитного потребительского кооператива. Не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем.

      Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт документального сопровождения кредитных потребительских кооперативов, в том числе в рамках абонентского обслуживания.

      Вам не нужно разрабатывать документы по базовому стандарту самостоятельно.

      Вы экономите десятки часов работы, просто адаптировав под ваши нужды более тридцати готовых шаблонов из нашего практического пособия.

      Каждый документ составлен:

      1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст).
      2. 3 Соответствие требованиям СРО и Банка России Документы подготовлены на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере кредитной кооперации.
      3. 2 Соответствие национальным и международным стандартам. Все документы разработаны нашими методологами на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
        • Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов утвержден Банком России (Протокол №КФНП-11 от 17 апреля 2018 г.) и согласован Комитетом по стандартам кредитных потребительских кооперативов при Банке России (Протокол №6 от 15 марта 2018 г.).
        • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK).
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст).
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст).
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст).
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст).
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».
        • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».
      4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска.

        Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст).

      5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска.

        Реестр риска. Правила построения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

      6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 «Менеджмент риска.

        Принципы и руководство»(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г.

        N 883-ст).

      7. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK).
      8. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г.

        N 680-ст).

      9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска» (утв.

        приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

      10. 1 Оригинальность документов С учетом правового статуса кредитного потребительского кооператива в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2009 г.

        №190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федерального закона от 3 июля 2016 г. №230-ФЗ

        «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «

        О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона от 27 июля 2006 г.

      Последние новости по теме статьи

      Важно знать!
      • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
      • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
      • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

      Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

      Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

      • Анонимно
      • Профессионально

      Задайте вопрос нашему юристу!

      Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

      +