Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Конкурс с электронной форме обесспечениие заявки

Конкурс с электронной форме обесспечениие заявки

О специальных счетах

Постановление Правительства РФ от 30.05.2018 № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭП с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора ЭП и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе». Этим документом, подготовленным ранее Минфином РФ, утверждены:

  • требования к соглашениям о взаимодействии оператора ЭТП с банком и порядке взаимодействия участников закупки при обеспечении заявки на участие в закупочной процедуре за счет банковской гарантии. Большая часть утвержденных 626-ПП норм вступает в силу с 1 июля 2018 г.
  • требования к договорам спецсчетов,

В постановлении оговорена возможность использования поставщиками имеющихся у них банковских счетов в качестве специальных — после заключения дополнительных соглашений с соответствующими банками. 626-ПП устанавливает упрощенный режим открытия спецсчетов на период до 1 января 2020 года. До этой даты договоры об открытии спецсчетов смогут заключать банки и участники закупок, внесенные в реестр участников закупок и получившие аккредитацию на одной из электронных торговых площадок (ЭТП).

Требования к указанным банкам будут аналогичны требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

В разъяснениях Минфина от 27.04.2018 г.

указано, спецсчета не смогут использоваться участниками закупок для проведения расчетов при исполнении контрактов.

Денежные средства, которые находятся на спецсчете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки. Использовать эти средства для обеспечения заявки другого участника нельзя.

Спецсчета

Спецсчёт предназначен для обеспечения заявки теми участниками конкурсов и аукционов, проводимых по правилам Закона № 44-ФЗ, и закупок у МСП, проводимых по правилам ст.

3.4 Закона № 223-ФЗ, которые не предоставили банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки.

На таком спецсчёте в качестве обеспечения блокируются средства участника закупки, и с этого счёта они перечисляются заказчику в случае невыполнения участником своих обязательств. Каждый участник закупки самостоятельно заключает договор с банком об открытии спецсчёта.

Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р утверждён перечень из восемнадцати банков, соответствующих этим требованиям, и в этот перечень входят:

  • Совкомбанк.
  • Сбербанк России.
  • Российский Сельскохозяйственный банк.
  • Газпромбанк.
  • Банк «РОССИЯ».
  • Всероссийский банк развития регионов.
  • Банк ВТБ.
  • РосЕвроБанк.
  • РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК.
  • ОТП Банк.
  • БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
  • Промсвязьбанк.
  • Райффайзенбанк.
  • Финансовая Корпорация Открытие.
  • ЮниКредит Банк.
  • АЛЬФА-БАНК.
  • МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК.
  • РОСБАНК.

Требования к договору спецсчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626. До 1 января 2020 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, предусмотренный ст. 62 Закона № 44-ФЗ. Порядок прекращения блокирования денег на спецсчёте при участии в госзакупке установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656.

Для закупок по правилам ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ аналогичный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657. Схематично говоря, по правилам ст.

44 Закона № 44-ФЗ средства участника закупки разблокируются в течение одного рабочего дня с того момента, как этот участник выбыл из борьбы за контракт.

Когда нужно возвращать деньги

Обеспечивать участие обязаны все претенденты на контракты, заключаемые по результатам конкурсов и аукционов, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн. рублей. Организация, желающая получить на исполнение госконтракт, должна внести денежные средства:

  1. на счет заказчика. Эта возможность сохраняется для бумажных процедур, но с 2020 года они применяются только в исключительных случаях.
  2. на спецсчет, открытый в одном из банков, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ;

С 1 июля 2020 года можно обеспечить участие с помощью банковской гарантии.

Организация, желающая заключить госконтракт по итогам закупки, выбирает удобную ей форму. Требования к содержанию банковских гарантий установлены в ст.

45 Федерального закона № 44-ФЗ и устанавливаются закупочной документацией. В какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44 ФЗ указано в статье 44: до 5 рабочих дней в зависимости от типа процедуры. Правило не касается банковских гарантий: они возврату не подлежат, но и взысканий по ним не производится.

Обеспечение исполнения контракта

— денежное обязательство, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства.

Для конкурсов и аукционов по 44-ФЗ требование устанавливается обязательно. Договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения.

Для остальных закупок требование устанавливается на усмотрение заказчика.

Сумма обеспечения составляет от 5% до 30% начальной стоимости контракта.

При этом действует ряд условий:

  1. Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если аванс предусмотрен контрактом).
  2. Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то к участнику закупки, с которым заключается контракт, применяются — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от заявленной заказчиком в договоре.
  3. Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:

  1. . Ответственность по долгам заемщика при невыполнении обязательств несет гарант — банк, который выдал гарантию.
  2. «живыми деньгами» на счет госзаказчика. Эти деньги остаются заблокированными до момента выполнения контракта. Это не очень удобно, поскольку при заключении контракта на длительный срок или на большую сумму приходится выводить из оборота и «замораживать» значительную часть средств;

Победитель закупки, которые не предоставил обеспечение, считается уклонившимся от заключения контракта: теряет обеспечение заявки и попадает в на два года. В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Срок действия банковской гарантии, полученной участником конкурса для обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев, начиная с даты окончания срока подачи заявок.

Об этом говорится в статье 44 Закона о контрактной системе. Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Актуальный перечень банков ежемесячно публикуется на сайте Минфина РФ.

В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется.

Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, если победивший в конкурсе участник закупки впоследствии исполняет свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняет вообще. Поэтому банковская гарантия содержит перечисление тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки.

Размер неустойки составляет 0,1% от суммы, которая подлежит уплате.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже: Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ;
  • В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  • Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
  • Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  • Закупка отменена;
  • Заявка участника отклонена заказчиком;
  • Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки. Важно:

  1. Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  2. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  3. В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7, п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. (Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

Новая комиссия для победителя торгов

С июля 2018 года электронные торговые площадки получили право взимать комиссию с участника, выигравшего торги.

Порядок уплаты и размер комиссии утвержден постановлением Правительства РФ .

Согласно этому документу победитель должен заплатить 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 5 000 руб. без учета НДС. Если же победитель относится к субъектам малого предпринимательства (см.

«») или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то величина комиссии составляет 1% от НМЦ, но не более 2 000 руб. Деньги списываются со спецсчета победителя.

При отсутствии у него такого счета (в частности, при торгах, не требующих обеспечения заявки), победитель обязан перечислить комиссию на банковский счет ЭТП. В ситуации, когда выигравший участник уклонился от заключения сделки, комиссию он все равно заплатит. При этом второй участник, к которому по правилам торгов перейдет победа, платить комиссию не будет.

При этом второй участник, к которому по правилам торгов перейдет победа, платить комиссию не будет. Добавим, что остается открытым вопрос, нужно ли к сумме комиссии прибавлять НДС.

Четкого ответа в законе нет, поэтому электронные торговые площадки решают его самостоятельно, причем каждая по-своему. С обычных участников налог берут все без исключения ЭТП, а вот с малых предприятий — только две: Сбербанк-АСТ и ТЭК-Торг.

Налог с социально ориентированных некоммерческих организаций взимают эти же две площадки плюс еще одна — ЕАТП (полный перечень площадок, отобранных для проведения госзакупок, приведен на сайте ).4 005 Обсудить на форуме Поделиться4 0054 005 Обсудить на форуме Поделиться4 005Популярное за неделю177 85010 40028 62884 8497 060

Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

1. Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.2.

Рекомендуем прочесть:  Где может поучиться пкнсионер

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.3. В конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).4.

Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.5.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.5.

При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с настоящего Федерального закона.6. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).7.

В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона.

При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);3) отклонение заявки участника закупки;4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с и настоящего Федерального закона; 7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).9.

При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);3) отклонение заявки участника закупки;4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с и настоящего Федерального закона; 7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).9. Возврат банковской гарантии в случаях, указанных в настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.10. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет).

Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.11. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, установленного в соответствии с требованиями настоящей статьи;2) перечисление в случаях, предусмотренных настоящей статьей, денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.12. Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

13. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации.

Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.

Указанные банки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации перед участником закупки за соблюдение установленного настоящей статьей срока прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете участника закупки, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.14. При проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в таких электронных процедурах на специальном счете участника закупки прекращается банком в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с настоящего Федерального закона, на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, и в порядке, определенном в соответствии с настоящего Федерального закона.

15. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со настоящего Федерального закона.16.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:1) от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет до двадцати миллионов рублей;2) от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.17. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со и настоящего Федерального закона, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.18. Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные настоящего Федерального закона.19.

Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки.

При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.20.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки.

При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящего Федерального закона, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком для целей обеспечения заявки.21. В случае отзыва заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе в порядке, установленном и настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента отзыва заявки направляет в банк информацию, на основании которой банк в течение одного рабочего дня прекращает осуществленное в соответствии с настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения указанной заявки.22.

Оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня, следующего после даты получения протокола, указанного в , настоящего Федерального закона, направляет в банк информацию об отказе участнику закупки в допуске к участию в соответствующей электронной процедуре.

Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в указанной процедуре.23. В случае, если участник электронного аукциона не принял участия в электронном аукционе, оператор электронной площадки в течение одного рабочего дня с даты размещения протокола проведения такого аукциона направляет соответствующую информацию в банк. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.24.

В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в , настоящего Федерального закона протокола оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки (за исключением участника закупки, указанного в настоящей статьи), заявка которого признана не соответствующей требованиям документации о закупке.

Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации прекращает осуществленное в соответствии с настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете такого участника закупки в размере обеспечения заявки на участие в закупке.25.

Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.26. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.27.

В случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным и , и настоящего Федерального закона, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона.

При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в , настоящего Федерального закона. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки.28.

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком предусмотренных настоящей статьей обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.29. Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.

Порядок внесения денежных средств

В соответствии с внесенными в закон о контрактной системе поправками, с 01.07.2018 денежные средства для обеспечения заявок по процедурам, проводимым в электронной форме, будут на специальные счета, открытые участниками в банках. Законодатель установил срок для заключения договоров об открытии таких счетов до 01.01.2020.

Перечень банков будет утвержден Правительством РФ. В настоящее время им разработан проект постановления, регулирующего вопросы работы со спецсчетом.

Для участия в электронных закупках по новым правилам организации необходимо будет провести следующие шаги:

  • На счету должна быть сумма не менее размера обеспечения заявки.
  • Подать заявку на ЭТП. В течение часа после окончания подачи оператор уведомляет банк о необходимости блокировки денежных средств для ОЗ на период проведения закупки. Блокировка означает ограничение права участника распоряжаться указанной суммой.
  • Заключить договор с банком. Если у организации уже есть счет в одном из уполномоченных банков, то можно заключить доп. соглашение об использовании имеющегося счета в качестве спецсчета.

Банк выплачивает участнику проценты по спецсчету и должен своевременно разблокировать денежные средства в соответствии с условиями договора.

Нюансы получения банковской гарантии для обеспечения заявки

Участие в электронных торгах предполагает, что предоставляемая в качестве обеспечения заявки по 44-ФЗ банковская гарантия распространяет свое действие на конкретную закупку.

Согласно статье 45 Закона 44-ФЗ, этот документ действует не менее 2 месяцев со дня окончания приема заявок. Пункт 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ говорит о том, что выданная банком гарантия не может быть отозвана и должна включать следующие обязательные данные:

  1. Об обязательствах должника – их исполнение и обеспечивает банковская гарантия.
  2. Об условии, подтверждающем бесспорное списание финансовых средств со счета банка, выдавшего гарантию.
  3. О сумме гарантийного банковского обеспечения.
  4. О необходимых документах (список установлен Постановлением Правительства), предоставляемых заказчиком банку при предъявлении требования об уплате денежных средств по банковскому обеспечению.
  5. О соглашении, согласно которому подтверждением исполнения гарантом своих обязательств становится фактическое поступление финансовых средств на счет заказчика.
  6. О максимальном сроке действия банковского обеспечения.
  7. Об обязательствах гаранта (банка), согласно которым он обязан выплатить заказчику определенную сумму денег за каждый день просрочки. Неустойка равна 0,1 % от общего количества денежных средств, подлежащих уплате.

Читайте также: «Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, и для кого они нужны» Согласно п.

8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия на обеспечение заявки должна обязательно войти в реестр банковских гарантий, который размещается в ЕИС.

Кроме того, надо помнить о том, что не все банки могут предоставлять гарантии для участия в госзакупках. Такое обеспечение заявки контракта по 44-ФЗ принимается только от финансовых учреждений, входящих в список, утвержденный в ст.

176.1 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 45 Закона 44-ФЗ). На момент написания данной статьи в этом перечне было 354 банка. Поэтому советуем вам заранее проверить, есть ли ваш банк в этом списке, чтобы вовремя подстраховаться: сделать запрос в другое банковское учреждение либо найти необходимую сумму для обеспечения заявки посредством перечисления денежных средств на счет заказчика.

При сильной занятости можно оформить и получить банковскую гарантию в электронной форме, к примеру, посредством фирм, предоставляющих банковские услуги с использованием электронных сервисов, таких как «Теледок – банковский сервис». В таких обстоятельствах банковское обеспечение заявки на участие в аукционе либо конкурсе можно получить уже в течение одного рабочего дня без посещения офиса банка. Однако помните, что электронную банковскую гарантию можно получить только при наличии сертификата квалифицированной электронной подписи, в то время как для торгов госзаказа достаточно будет неквалифицированной подписи.

Такой способ получения обеспечения заявки по 44-ФЗ подойдет поставщикам, уже имеющим квалифицированную подпись (к примеру, являющимся пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.0»), а также лицам, нуждающимся в максимально быстром получении гарантии.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах.

Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда.

Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше.

Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства, внесенные на счет, или банковская гарантия. Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки.

Между этими вариантами существует несколько различий. Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита.

Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита.

Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией. Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени.

После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование. Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут.

Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий.

Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта.

Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+