Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Кто занимается расследованием преступлений

Кто занимается расследованием преступлений

Глава VII. Выявление и расследование преступлений


Вопрос 37, Общие положения организации выявления и расследования преступлений /. Понятие выявления и расследования преступлений 2.

Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие 1. Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, ус­тановлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовав­ших совершению преступления. Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с зако­ном.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соот­ветствии с нормами УПК РФ. ?, Оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, осуществляе­мая гласно и негласно оперативными подразделениями государствен­ных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений.

Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде.

Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий. Вопрос 38. Оперативно-розыскная деятельность 1.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности 3. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 4.

Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности 5.

Частная детективная и охранная деятельность 1. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные под­разделения: «^ органов внутренних дел РФ; • органов федеральной службы безопасности; • федеральных органов налоговой полиции; • федеральных органов государственной охраны; • органов пограничной службы РФ; • таможенных органов РФ; • службы внешней разведки РФ; • органа внешней разведки Министерства обороны РФ; • органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ; • Минюста России. 2 Задачи оперативно-розыскной деятельности: • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление лиц, их совершивших; • розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказа­ния, а также без вести пропавших лиц; • сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятель­ности.

3. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные выше органы вправе. • производить опрос; • наводить справки; • обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства; • прослушивать телефонные и иные переговоры; • производить оперативное внедрение; • производить сбор образцов для сравнительного исследования, конт­рольные закупки; • осуществлять иные действия.

4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности: • собранная в ее ходе информация не является доказательствами по уго­ловному делу; • оперативно-розыскная деятельность производится в строгом соответ­ствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»); • оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительно­го расследования; • на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий тре­буется санкция прокурора или решение суда; • оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного рас­следования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.

5. Частная детективная и охранная деятельность — это оказание детекти­вами, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел, на возмездной договорной основе услуг юридическим и физическим лицам для обеспечения их прав и интересов.

Характерные черты частной детективной и охранной деятельности: V на частных детективов не распространяется статус работников правоох­ранительных органов; • частный детектив обязан в течение суток со дня начала сбора сведений, представляющих интерес для производства конкретного уголовного дела, уведомить об этом лицо, проводящее по этому делу дознание или предва­рительное следствие, или суд, если дело находится на его рассмотрении; • частный детектив обязан сообщить правоохранительным органам став­шие ему известными при выполнении своей работы сведения о совер­шенных или готовящихся преступлениях. Вопрос 39, Милиция и другие органы дознания 7.

Органы дознания 2. Дознаватель 3.

Милиция 1. Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия. К органам дознания относятся: • органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности; • органы налоговой полиции; • органы пограничной службы РФ; • органы Службы судебных приставов Минюста России; • таможенные органы РФ; • органы Государственной противопожарной службы; • прокуратура; • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов. На органы дознания возлагаются: • дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно; • выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: • капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; • руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлени­ях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 98 99 • глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах терри­торий данных представительств и учреждений. 2. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен: • самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

3. Милиция в РФ — система государственных органов исполнительной вла­сти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом. Милиция входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Ее чис­ленность определяется Правительством РФ.

Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе допол­нительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов. Разновидности милиции: • криминальная милиция призвана: предупреждать, пресекать и раскры­вать преступления по делам, по которым обязательно проведение пред­варительного следствия; разыскивать лиц, скрывающихся от предвари­тельного расследования, суда или исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц.

Криминальная милиция состоит из оператив­ных подразделений (уголовного розыска, борьбы с незаконным оборо­том наркотиков и т. п.); научно-технических и иных подразделений; • милиция общественной безопасности (местная милиция), призванная обес­печивать охрану личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждать и пресекать преступле­ния и административные правонарушения, раскрывать преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Местная милиция включает в себя дежурные части, участковых инс­пекторов, подразделения патрульно-постовой службы, Государствен­ной автоинспекции, подразделений дознания и т.

п. 100 Вопрос 40. Предварительное следствие /. Органы предварительного следствия 2. Неотложные следственные действия 3. Правовое положение следователей \, Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбу­див уголовное дело и руководствуясь правилами производства предва­рительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следова­телю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде.

Предварительное следствие производится: • следователями прокуратуры; • следователями органов Федеральной службы безопасности; • следователями органов внутренних дел РФ; • следователями органов налоговой полиции. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению проку­рора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахож­дения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 2. Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно. Цель таких действий — обнаруже­ние и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Неотложные следственные действия производят: • органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции); • органы Федеральной службы безопасности, 101 «/ таможенные органы; • командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов; • начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; • иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направля­ет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовно­го дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

3. Правовое положение следователя.

• следователь процессуально независим; I/ он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и при­нимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия; • следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т.

п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственных действий; • следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлече­ния конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора. Для координации работы следователей в соответствующих органах со­здаются следственные аппараты. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: у’ гражданство РФ; • часто высшее юридическое или специальное образование, • соответствующие профессиональные и нравственные качества; • способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя.

Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутрен­них дел и федеральные органы налоговой полиции), воинские звания (Федераль пая служба безопасности и военная прокуратура). 102 1, 1. • • • 3.

В чем различия следователей прокуратуры, СК и МВД? Кто из них расследует убийства особой тяжести?

Следователей прокуратуры нет уже давно) Но в тот период, когда еще была такая должность они вели дела о тяжких преступлениях — убийствах, изнасилованиях и др., а также обо всех преступлениях, совершенных несовершеннолетними или сотрудниками правоохранительных органов.

При этом, прокуратура могла принять на себя ведение следствия по любому делу, если прокурор усматривал в этом необходимость. Разберемся в различиях следователя СКР и МВД.Во-первых, различные специальные звания. Для СКР, например, майор юстиции, а для МВД, например, майор полиции.Во-вторых, подследственность.

Ст. 151 УПК РФ регламентируется довольно четкий порядок расследования уголовных дел.Следователями СКР расследуется уголовные дела:а) о преступлениях, предусмотренных — , , , , и , и , и , , — , , , , , , , — , и , — , , , , , , , , — , , , , — , , , — , — , , , , , , , , , , — , и , и , и , и , , , , и , , , , , , , — , , — , — , и , , , — , , , , , , , , , — и — Уголовного кодекса Российской Федерации;б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью (Здесь речь идет о Депутатах ГД, СФ, судьях и прочих)в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;г) о и преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.Следователями МВД расследуются уголовные дела:по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 — , , , 117 и третьей, 122 и , частью третьей, , , , 150 и , 151 и , 158 — , 159 — , 159.1 — , 159.2 — , 159.3 — , 159.5 — , 159.6 — , 160 — , 161 и , , 163 и , , частью второй, 166 — , частью второй, частью второй, 171.1 , , и , , , , , , , , частью третьей, , , , и , частью второй, , , , , 191, , , , , — , , , , , , , , , и , — , , и , , , 219 и , 220 и , 221 и , 222 и , 222.1 и , 223 и , , — , и , , , , , и , , , , и , и , и , , , 240 и , 241 и , , , , , , 260 частями и , и , , 266 и , , , 268 и , — , , 313 и , частью второй, , частью второй, — и частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации.Для того, чтобы лучше разбираться в различиях деятельности следователей различных служб, следует прочесть УПК РФ и разобраться 🙂

Соотношение раскрытия и расследования преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

СООТНОШЕНИЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ А. А. ЧЕБУРЁНКОВ, кандидат юридических наук Рассмотрение многих теоретиче- полного раскрытия преступлений, ских и практических вопросов рас- Это придает особое значение крими- следования преступлений не может налистическому понятию раскрытия быть полным без анализа соотноше- преступлений и позволяет рассматри- о ния понятии «расследование» и «рас- вать его содержание преимуществен-крытие преступлений».

В процессу- но в криминалистическом плане, учи-альной и криминалистической лите- тывая, однако, положения УПК, регла- о ратуре не дается однозначной оценки ментирующие производство предва-характера связи между указанными рительного расследования. понятиями, и проблема их соотноше- В понятие раскрытия преступления ния продолжает оставаться дискусси- применительно к деятельности орга- онной. В первую очередь это связано нов предварительного расследования с отсутствием в теории и практике в литературе вкладывается различ- общепринятого понятия

«раскрытие ное содержание, определяемое объе- преступления»

, а также единого пони- мом (кругом) устанавливаемых при мания характера и назначения охва- этом обстоятельств по уголовному тываемого им вида деятельности пра- делу.

Одновременно по-разному опре- воохранительных органов. деляется момент производства по Традиционный подход к анализу делу, соответствующий достижению сущности и содержания понятия цели раскрытия преступления. «раскрытие преступления» предпола 1. Под раскрытием преступления по- гает выделение в нем уголовно-про- нимается достоверное установление цессуального, криминалистического и оперативно-розыскного аспектов.

Под раскрытием преступления по- гает выделение в нем уголовно-про- нимается достоверное установление цессуального, криминалистического и оперативно-розыскного аспектов. В следственными органами всех входящих в предмет доказывания по уголов- изменившихся условиях правового ному делу обстоятельств. Процессуаль- регулирования деятельности органов ным моментом, фиксирующим заверше- следствия и дознания данный подход ние раскрытия преступления, считается приобрел новые черты.

Действующий окончание предварительного расследо- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . УПК РФ уже не содержит упомина- вания и составление обвинительного ния о раскрытии преступлений как о заключения (Н.

И. Майоров, В. К. Гав- направлении процессуальной деятель- л о, В. Г. Танасевич, А. М. Донцов, ности, в отличие от УПК РСФСР, ко- В. Д. Зеленский, Н. В. Жогин, торый в ст.

2 прямо ориентировал Ф. Н. Фаткуллин, Н. П. Яблоков). органы предварительного расследова 2. Раскрытие преступления пред- ния на решение задачи быстрого и ставляет собой установление данных © А.

А. Чебуренков, 2006 о преступлении и виновном в его совершении в таком объеме, который позволяет предъявить обвинение.

Момент раскрытия здесь связывается с моментом предъявления обвинения лицу (А. И. Михайлов, Л. А. Сергеев, А.

К. Гаврилов, И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин, В. А. Образцов). 3.

Раскрытие преступления предполагает решение одной из главных задач расследования — установление события преступления и лица, его совершившего (положение, когда преступник найден). Оно не обязательно должно быть связано с каким-либо процессуальным решением (А.

Н. Васильев, Р С. Белкин, В. Е.

Сидоров, Ю. В. Калинин). Анализ и обобщение результатов научных исследований показали, что при формулировании криминалистического понятия раскрытия преступления в большинстве случаев учитываются следующие основные положения.

1) понятия «раскрытие преступления» и «расследование преступления» являются взаимосвязанными, но неоднозначными.

Их взаимосвязь выражается в том, что раскрытие преступления осуществляется путем расследования, а расследование в свою очередь включает в качестве составной части и как одно из необходимых условий результативности раскрытие преступления [6, с.

25]; 2) понятие «раскрытие преступления» в теории и на практике несет собственную смысловую нагрузку, обладает специфическим содержанием, отличающим его от понятия «расследование», и служит основанием для разработки особых криминалистических рекомендаций. Если конечная цель расследования — полное и достовер- I ное установление всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, то цель раскрытия должна заключаться в установлении не всего круга этих обстоятельств, а только юридически наиболее важных из них. Если же в содержание раскрытия ввести установление всех входящих в предмет доказывания обстоятельств, то задача раскрытия станет окончательной задачей расследования, само понятие «раскрытие преступления» утратит практический смысл и будет фактически отождествляться с понятием «расследование преступления» [3, с.

28; 9, с. 14]; 3) в числе обстоятельств, подлежащих в соответствии со ст. 73 УПК доказыванию по уголовному делу, особое значение имеют те, обнаружение которых позволяет судить о наличии или отсутствии события преступления и о лице, его совершившем. Сопоставление уголовно-правового понятия преступления с закрепленной в УПК системой характеризующих его обстоятельств процессуального значения показывает, что установление того, имело ли место событие преступления и кто его совершил, обусловливает выявление предусмотренного уголовным законом состава преступления.

Поэтому выяснение именно этих обстоятельств в каждом конкретном случае расследования будет достаточным для того, чтобы считать то или иное преступление раскрытым. В дальнейшем на их основе доказываются все иные перечисленные законом обстоятельства, обеспечивающие в итоге условия для правильного разрешения дела, опреде- ления справедливого наказания виновным и выполнения других задач уголовного судопроизводства [7, с.

112 — 113]. Фактическое осуществление раскрытия преступления в ходе следственной деятельности, носящей процессуально-правовой характер, позволяет привязать окончание раскрытия к конкретному процессуальному моменту производства предварительного расследования. Четкое решение вопроса о том, когда, в какой момент процессуальной деятельности следователя преступление можно считать раскрытым, соответствует требованию законности при расследовании уголовных дел и отвечает потребностям следственной практики.

Исходя из рассмотренных положений, определяющих сущность и условия раскрытия преступлений, можно утверждать, что состояние раскрытия преступления наступает тогда, когда собранные следователем по делу доказательства позволяют признать установленным факт преступного деяния и его совершение конкретным виновным лицом (лицами). Процессуальным моментом, впервые фиксирующим это положение, в соответствии с УПК является вынесение следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст.

171 УПК РФ). Закон требует, чтобы названное постановление выносилось

«при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления»

(ч. 1 ст. 171 УПК РФ). Эта норма, а также анализ раскрываемого в ч. 2 ст. 171 содержания постановления о привлечении в качестве обвиняемого приводят к вы- воду о том, что к моменту принятия данного процессуального решения следователем обязательно должна быть получена совокупность доказательств в таком объеме, который устанавливает событие и состав преступления, а также виновность в его совершении лица, привлекаемого в качестве обвиняемого [8, с.

352]. Поэтому в данный процессуальный момент преступление фактически уже может считаться раскрытым в смысле установления всех необходимых обстоятельств по расследуемому делу.

На практике не исключены случаи, когда принятое следователем решение следователя о предъявлении обвинения конкретному лицу окажется необоснованным. Поскольку после предъявления обвинения расследование преступления продолжается, обстоятельства дела исследуются полнее, то следователь может прийти к иным, более верным заключениям по поводу тех или иных событий, фактов и отношения к ним обвиняемого. Так, нельзя не учитывать, что в соответствии с ч.

1 ст. 173 УПК РФ только после предъявления обвинения следователь допрашивает обвиняемого, а на практике нередко именно в ходе этого допроса выясняются весьма существенные обстоятельства, которые ранее не были известны следствию, в том числе служащие основанием для дополнения, изменения или даже опровержения обвинения. Это, однако, не означает невозможности связывать раскрытие преступления с моментом вынесения следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Если будут установлены неизвестные во время первоначального предъявления обвинения обстоятельства, достоверно свидетельствующие о наличии события преступления и виновности лица в его совершении, следователь должен в соответствии со ст.

175 УПК РФ вынести новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого (дополняющее или изменяющее первоначальное обвинение) и предъявить его обвиняемому. На данный момент преступление и будет считаться полностью раскрытым. Раскрытие преступлений выступает как разновидность деятельности органов следствия и дознания по уголовному делу, имеющая свою специфику, которая заключается, главным образом, в особом круге задач, решаемых субъектами этой деятельности.
Раскрытие преступлений выступает как разновидность деятельности органов следствия и дознания по уголовному делу, имеющая свою специфику, которая заключается, главным образом, в особом круге задач, решаемых субъектами этой деятельности.

С учетом характера процесса расследования преступлений реализуемые в ходе раскрытия задачи являются наиболее важными и первостепенными, поскольку от их решения зависят законность и обоснованность привлечения лица к уголовной ответственности.

Но с установлением события преступления и лица, виновного в его совершении, следователь не прекращает свою деятельность по делу, поскольку обязан выяснить и другие предусмотренные законом обстоятельства, входящие в предмет доказывания.

Полученные результаты создают предпосылки для продолжения работы следователя по делу с целью установления полного комплекса требуемых законом обстоятельств.

Более того, в большинстве случаев, пока задача выяснения наличия преступления и совершившего его лица остается нерешенной, трудно рассчитывать на дос- товерное установление всех иных необходимых по закону обстоятельств уголовного дела, в частности мотивов преступления, отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, причин, способствовавших совершению преступления [9, с.

16]. В соответствии с этим раскрытие преступления можно рассматривать как часть общего процесса расследования преступлений, самостоятельный его этап, необходимое условие его результативности. Деятельность по раскрытию преступления осуществляется в специфических условиях расследования, порожденных характером исходной информации о преступлении.
Деятельность по раскрытию преступления осуществляется в специфических условиях расследования, порожденных характером исходной информации о преступлении. Ставящиеся при этом задачи выступают средством достижения целей расследования.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Таким образом, криминалистическое понятие раскрытия преступления можно определить как деятельность по расследованию преступления, направленную на получение информации, необходимой и достаточной для вывода следователя о том, имело ли место событие преступления и кто его совершил.

С позиции достигнутого следователем результата его деятельности раскрытие преступления — это определенное положение (состояние) в процессе расследования, когда установлены событие преступления и виновное в его совершении лицо.

Процессуальным моментом, с которым следует связывать раскрытие преступления, является момент вынесения следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Существующие закономерности возникновения и исчезновения информации о преступном событии обуславли- вают различия в объеме и содержании исходных данных по делу в разных ситуациях расследования. В частности, установление факта совершения преступления и личности виновных при недостатке информации об этих обстоятельствах может носить проблемный характер или, наоборот, не вызывать сомнения при наличии у следователя достаточных сведений для решения данной задачи [5, с.

10 — 21]. Ввиду подобного рода дифференциации информационной «картины» начала расследования в криминалистической литературе отмечается, что в раскрытии нуждаются не все преступления, а лишь те, исходные данные о которых не содержат достаточных сведений о виновном [2, с.

142 — 143; 1, с. 230 — 231; 3, с. 28 — 29; 9, с. 14]. Действительно, на практике в одних ситуациях к началу расследования имеется исходная информация, подтверждающая совершение преступления и прямо указывающая на лицо, его совершившее, поэтому задача установления данных обстоятельств перед следственными органами не ставится: такие преступления не нуждаются в раскрытии (это так называемые «очевидные» преступления), их необходимо только расследовать. В других случаях подобные сведения отсутствуют и следователю нужно устанавливать и само событие преступления, и преступника, т.

е. расследуя преступление, обязательно раскрывать его (например, убийства, кражи, разбойные нападения, изнасилования, совершенные неизвестными для потерпевших лицами).

Разработка криминалистических рекомендаций по определению на- правлении расследования, построению и проверке следственных версий, выяснению отдельных обстоятельств по делу, организации взаимодействия органов следствия и дознания и т. д., а также практическое применение данных рекомендаций в каждом конкретном случае расследования должны осуществляться с учетом необходимости решения следователем задачи раскрытия преступления.

Очевидно, что особые сложности информационного, организационного, тактического плана в деятельности следователя часто возникают в ситуациях, когда расследуемое преступление нуждается и в раскрытии. Это прямо влияет на длительность процесса расследования, степень затрачиваемых усилий, выбор средств и другие характеристики деятельности следователя. Практическая деятельность по раскрытию преступления как составная часть общего процесса расследования занимает конкретное место во временной структуре указанного процесса.

Определение этапа расследования, на котором осуществляется раскрытие преступления, важно для правильного выбора работниками органов следствия и дознания средств решения стоящих перед ними задач.

Принятая в криминалистике единая периодизация процесса расследования включает три этапа: первоначальный, последующий и заключительный. Между ними нет четко выраженных границ, их выделение исходит главным образом из направленности выполняемых в типичных следственных ситуациях каждого этапа следственных и иных действий [1, с. 238 — 241; 4, с. 8 — 11]. Производ- л ство действий по раскрытию преступ- назначением судебной экспертизы до ления обычно соответствует первона- возбуждения уголовного дела вполне чальному этапу.

Именно на нем начи- может начаться и раскрытие конкрет- нается установление наличия пре- ного преступления. ступного события и совершивших его Таким образом, момент начала рас- лиц, что является исходным моментом крытия преступления может предше- раскрытия преступления ствовать возбуждению уголовного его раскрытием [6, с.

28 В криминалистической литературе дела, если следователь в порядке ч.

4 > __ начало процесса раскрытия преступле- ст.

146 УПК проводит отдельные ния иногда связывается с возбуждени- следственные действия по закрепле- ем уголовного дела. При этом деятель- нию следов преступления и установ- ность следователя в период, предше- лению лица, его совершившего; со- ствующий этому, рассматривается как впадать с моментом возбуждения уго- выявление и обнаружение преступле- ловного дела или наступить через оп- ния, установление признаков совер- ределенный (как правило, непродол- шенного преступления, и не считается жительный) промежуток времени iНе можете найти то, что вам нужно?

При этом деятель- нию следов преступления и установ- ность следователя в период, предше- лению лица, его совершившего; со- ствующий этому, рассматривается как впадать с моментом возбуждения уго- выявление и обнаружение преступле- ловного дела или наступить через оп- ния, установление признаков совер- ределенный (как правило, непродол- шенного преступления, и не считается жительный) промежуток времени iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — 29; 10, после возбуждения дела, когда нач- с.

27]. Представляется, что такой под- нется производство необходимых ход не учитывает предусмотренную следственных и иных действий, уголовно-процессуальным законом воз- Преступление не всегда раскрывает- можность фактического начала рас- ся лишь после завершения первона- следования преступления до момента чального этапа расследования. Это мо- принятия следователем решения о воз- жет случиться еще до его окончания, буждении уголовного дела и вынесе- Если в результате первоначальных ния об этом соответствующего поста- следственных действий и иных мероп- новления. Ч. 4 ст. 146 УПК РФ допус- риятий событие преступления и лица, кает производство отдельных след- виновные в его совершении, были ус- ственных действий по закреплению тановлены, то затем начинается этап следов преступления и установлению изобличения преступника, последова- лица, его совершившего (осмотра мес- тельного, детального установления та происшествия, освидетельствования, всех обстоятельств дела, всех элемен- назначения судебной экспертизы), до тов предмета доказывания, возбуждения уголовного дела.

По В ситуации, когда на первоначаль- смыслу закона это необходимо для ном этапе расследования преступле- скорейшего раскрытия преступления ние раскрыто не было, решение дан- в условиях, когда с течением времени ной задачи должно быть продолжено исходная информация о преступном и на последующем этапе расследова- событии может быть утрачена или из- ния, с учетом специфики складываю- менена, преступник может скрыться от щихся здесь следственных ситуаций следствия или воспрепятствовать его и направленности действий следова- производству и т. п. Очевидно, с фак- теля. В криминалистической литера- тическим проведением осмотра места туре имеется следующая рекоменда- происшествия, освидетельствования, ция: на последующем этапе расследо- вания после анализа и оценки собранных доказательств с учетом имеющейся ориентирующей информации следователем составляется развернутый план дальнейших действий для решения в первую очередь задачи раскрытия преступления и только потом уже — всестороннего доказывания формулы обвинения [1, с.

240]. Независимо от того, в какой период расследования преступление может оказаться раскрытым, важность быстрого решения данной задачи в сложившейся следственной ситуации не должна вызывать сомнения. Это отвечает общему требованию оперативного осуществления следственной деятельности. Все практические дей- ствия следователя по раскрытию преступления, в соответствии с принципом оперативности, необходимо проводить активно, непрерывно, наступательно; следователь должен быть постоянно готов действовать с учетом складывающихся ситуаций, быстро и безотлагательно выбирать и применять такие средства раскрытия преступлений, которые кратчайшим путем, рациональным образом способствуют поиску, собиранию, исследованию и оценке доказательственной информации.

Реальные случаи из следственной практики подтверждают значение своевременного раскрытия преступления для его успешного расследования. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1.

Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: От теории — к практике.

М.: Юрид. лит., 1988. 304 с. 2.

Бердичевский Ф. Ю. О предмете и понятийном аппарате криминалистики / / Вопросы борьбы с преступностью.

М., 1976. Вып. 24. С. 131 — 149. 3. Драпкин JI. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск: Изд-во Урал. гос.

ун-та, 1987. 165 с. 4. Драпкин JI. Я. Ситуационный подход в криминалистике и проблема периодизации процесса расследования преступлений / / Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений : межвуз.

сб. науч. тр. Свердловск, 1988.

С. 8 — 16. 5. Драпкин JI. Я. Ситуационный подход в раскрытии отдельных групп преступлений / / Особенности расследования отдельных видов и групп преступлений : межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1980.

С. 10 -«- 21. 6. Дубривный В. А. Деятельность следователя по расследованию преступлений / (Общая характеристика.

Цели. Действия). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 96 с. 7. Михайлов А.

И. Процессуальная сущность раскрытия преступлений / А. И. Михайлов, Л. А. Сергеев / / Сов. государство и право. 1971. № 4.

С. 110 — 115. 8. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М.: Спарк, 2004.

1151 с. 9. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика.

М.: Рос. право, 1992. 176 с. 10. Степанов В. В. Выявление преступлений — начальный этап борьбы с преступностью / / Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений : межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1988.

С. 25 — 32. Поступила 05.07.06.

Как не стать жертвой: советы от управления «К»

  1. Внимательно смотрите на адреса и другие приметы сайтов, на которых вы вводите пароли или платежные реквизиты, это позволит уберечься от фишинга;
  2. Не устанавливать приложения из источников, не внушающих доверия, внимательно изучать права приложения. Если программе для редактирования мелодий требуется доступ к камере телефона, то это уже подозрительно;
  3. Использовать антивирусное ПО вне зависимости от платформы и типа устройства. Эта мера не дает стопроцентной гарантии, но позволит снизить вероятность стать жертвой;
  4. Если вы стали жертвой киберпреступников, вы можете оставить обращение на МВД России;
  5. Обращайте внимание на подозрительную активность вашего телефона: резкое увеличение потребления интернет-трафика, сокращение времени работы от батарей, а также постоянный нагрев;
  6. Не открывайте подозрительные почтовые вложения. Если письмо с вложением или ссылкой пришло от знакомого вам человека, свяжитесь с ним для того, чтобы убедиться в адресанте;
  7. Если вы пользуетесь мобильным банком, не используйте один и тот же телефон для запуска программы для мобильного банкинга и для получения SMS с кодами подтверждения. Современные вредоносные программы умеют перехватывать подобные сообщения. Для надежности заведите для SMS-уведомлений отдельный дешевый телефон, не смартфон;

Сергей Блохин Сюжет:

Подследственность в уголовном процессе

Подследственность уголовных процессов классифицируется по 2 факторам:

  1. сочетанию признаков преступного деяния;
  2. полномочиям следственных органов различных ведомств.

Разбирательство по УД доверяется дознавателям или следователям, в соответствии с тяжестью совершенного преступления. Так, дела малой тяжести ведут дознаватели, а средней тяжести и тяжкие – следователи.

Например, небольшую кражу, классифицируемую по ст.

158, ч. 1 Уголовного Кодекса (УК) РФ, рассматривает дознаватель, а кражу по ст. 158, ч. 2 или ч. 3 – следователь.

Органы дознания:

  1. командиры воинских частей.
  2. государственная пожарная служба (ГПС);
  3. служба судебных приставов (ССП);
  4. отдел внутренних дел (ОВД);

Функции органов дознания сводятся к инициированию заведения УД, квалифицированных по их подследственности, сбору доказательной базы и проверке сообщений по совершенным и потенциальным преступлениям. Например, сотрудник ССП вправе инициировать возбуждение УД на злостного неплательщика алиментов.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: Отправить Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных Читайте также 13 Сент.01:00 13 Сент.01:00 13 Сент.01:00 13 Сентября 2012 1:00 13 Сентября 2012 1:00 13 Сентября 2012 1:00 21 Марта 2009 20:37 5 Декабря 2008 16:33 29 Октября 2008 15:26 27 Мая 2008 1:00 27 Мая 2008 1:00

Без срока давности

По какому же принципу следователи извлекают дела из архива?- Прежде всего, это дела, сроки давности по которым скоро истекут.

Бывает и так, что сроки вышли, но мы все равно ведем расследование, выходим на подозреваемого (кстати, зачастую, это человек, который уже попадал в поле зрения наших коллег в прошлом, однако собрать необходимые доказательства тогда не удалось), доказываем вину, предъявляем ему обвинение.Есть и такие дела, по которым срок давности может определить только суд. Но, как правило, этого не происходит, дело не прекращается и совершившие преступление отвечают за него сполна. Это прежде всего дела по особо тяжким статьям — убийство с отягчающими обстоятельствами, преступления против детей.

Большинство дел, попадающих в поле зрения подразделения по раскрытию преступлений прошлый лет — именно такие.В 2020 году в Иркутской области по одному из таких дел осудили женщину, у которой были уже не только дети, но и внуки, любимый муж, хорошая квартира в Петербурге.

Но убийство, совершенное ею 17 (!) лет назад, пустило под откос налаженную жизнь всей семьи.

Даме пришлось переехать с берегов Невы в Иркутскую колонию. Родные в шоке.Самые старые из преступлений прошлых лет, которыми сейчас занимаются иркутские следователи СКР, относятся к 1980-м годам. Но в основном — это наследие лихих 90-х.

Многие из «героев» тех лет решили, что у них уже все хорошо — они обзавелись семьями, детьми, друзьями, положением в обществе, стали солидными гражданами. Но однажды их дело достают из архива, и к ним приходит следователь. И оказывается, что все равно приходится держать ответ за грехи прошлого.Справка «РГ»За 2020 год в Иркутской области по подследственности Следственного комитета РФ было раскрыто 122 уголовных дела по преступлениям прошлых лет.

Происшествия Правосудие Следствие Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Иркутская область СФО Красноярский край СФО Тыва СФО Хакасия

Следственные органы Российской Федерации.

Справка

Федеральным законом от 5 июня 2007 г.

№ 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета. В Центральный аппарат Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации входит: – Главное следственное управление – Главное управление процессуального контроля – Главное организационно‑инспекторское управление – Главное управление обеспечения. Согласно указу президента Российской Федерации, главной и основной задачей создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации является обеспечение оперативного, эффективного, качественного расследования тяжких и особо тяжких преступлений, при этом обеспечить безусловное соблюдение законности в процессе расследования уголовных дел и защиту законных прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц.

Кроме того, к важной задаче Следственного комитета отнесено определение государственной политики в сфере уголовного судопроизводства на стадии предварительного расследования.

Штатная численность системы Следственного комитета установлена в количестве 16656 единиц. С военными следователями, которые тоже входят в систему Следственного комитета при Прокуратуре РФ, численность составляет 18500 человек. Военное следствие обеспечивается, финансируется Министерством обороны РФ, которое несет на себе бремя затрат по содержанию Следственного комитета военных следователей.

Следственный комитет при министерстве внутренних дел Российской Федерации (СК при МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе министерства внутренних дел Российской Федерации. Основные задачи Следственного комитета при МВД России: – выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; – организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного комитета; – осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

Основные функции Следственного комитета при МВД России: – организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; – разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы; – участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции; – осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам; – организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия; – представление в необходимых случаях в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям – интересов президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Следственного комитета; – координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер; – организация взаимодействия следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции – с другими органами государственной власти; – организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений; – обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов; – организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам; – участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия. Следственный комитет при МВД России, на долю которого сейчас приходится самый большой штат следователей (около 44 тысяч человек), ведет расследование около 70% всех уголовных дел.

С принятием в 1995 г. закона Российской Федерации «О милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних дел к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Следователь перестал находиться в формальном подчинении начальников органов дознания.

Одновременно законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» производство оперативно‑розыскных мероприятий было возложено на органы, не находящиеся в зависимости от следователей. В это же время в МВД России создан Следственный комитет, который возглавил все органы предварительного следствия в системе министерства.

Они перестали подчиняться другим подразделениям органов внутренних дел.

Для следователей были установлены специальные звания юстиции.

Тенденция расширения подследственности следователей органов внутренних дел за счет сокращения категорий уголовных дел, относящихся к компетенции следователей органов прокуратуры, нашла отражение и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г. Следственное управление Федеральной службы безопасности проводит крупные и значимые расследования.

Это расследование уголовных дел о государственной измене и шпионаже, разглашении государственной тайны.

Борьба с терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств. Большое количество уголовных дел связано с расследованием преступлений, посягающих на экономическую безопасность государства, а также касающихся незаконного пересечения государственной границы. Поэтому важная роль в деятельности органов безопасности отводится осуществлению предварительного следствия во главе со Следственным управлением ФСБ России.

Органы безопасности не только вправе, но и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и пресечению фактов коррупции. Впоследствии, когда ими собраны улики, достаточные для возбуждения уголовного дела, все материалы передаются в прокуратуру, которая и осуществляет дальнейшее расследование.

Следователи органов безопасности нередко привлекаются для расследования коррупционных преступлений и в составе межведомственных следственно-оперативных групп, создаваемых прокуратурой.

Следственная служба Федеральной службы РФ по контролю за оборот наркотиков является головным структурным подразделением Управления в вопросах организации и осуществления предварительного расследования преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов Управления, в связи с чем: – принимает и рассматривает в порядке и на условиях, определенных уголовно-процессуальным законодательством, сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях; – осуществляет предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов Управления; – осуществляет контроль за уголовно-процессуальной деятельностью следственных подразделений служб по округам, сроками и результатами следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, за законностью и обоснованностью процессуальных решений.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+