Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Понятие публичного договора

Понятие публичного договора

Публичный договор

Введение Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ). (ст. 426 ГК РФ) является частным проявлением этого положения.

Он ограничивает определенную категорию предпринимателей в свободе договора.

А именно, в свободе выбирать контрагента по своему усмотрению и в свободе определять условия договора (п.

1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ). Цель публичного договора — защита «слабой» стороны в договоре и установление в экономическом правоотношении фактического, а не юридического равенства сторон.

В связи с этим важно правильно определить, какие отношения подпадают под режим публичного договора и как действует механизм ограничения свободы этих отношений.

Неправильное толкование будет способствовать либо необоснованному ущемлению прав предпринимателей, либо обратившихся к ним лиц.

Нормы о публичном договоре распространяются на огромную часть коммерческого оборота. Достаточно сказать, что только Гражданский кодекс РФ отнес 16 видов договоров к публичным, из которых многие (например, договор розничной купли-продажи, энергоснабжения, перевозки транспортом общего пользования) составляют «львиную» долю в общей массе заключаемых в обществе сделок (смотри Приложение).

Неправомерное ограничение свободы договора, путем использования правил о публичном договоре, может создать ситуацию, когда принцип свободы договора для коммерческих отношений в любой предпринимательской деятельности будет только декларацией на бумаге. В связи с этим перед теорией и практикой стоят задачи уточнения понятия публичного договора и механизма его применения.

(как и статья 426 ГК РФ) является новым понятием (ГК РФ 1994 г.).

В связи с этим существенных работ непосредственно по данной теме не было. Исследования большинства авторов, предметом которых был публичный договор, как правило представляют собой статьи. Отдельные монографии, книги не издавались.

Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования. Объектом настоящего исследования является публичный договор как правовое явление, сущность которого заключается в ограничении отдельной категории предпринимателей в свободе договора, а так же в защите «слабой» стороны в договоре.

Предмет исследования — отдельные элементы публичного договора.

Для написания реферата использованы труды Аминова В. и Шкарина А., Дедикова С., Гражданский Кодекс РФ, а также система «КонсультантПлюс». 1. Понятие публичного договора, признаки Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п.

1 ст. 426 ГК РФ). Гражданский кодекс (п.

3 ст. 426) не допускает отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него определенные работы.

А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Чтобы правильно трактовать суть публичного договора, предложенное законодательством понятие целесообразно разделить на части и рассмотреть каждую в отдельности.

Прежде всего, необходимо уточнить, что статья 426 ГК РФ регламентирует поведение участников как на стадии заключения договора, так и на стадии исполнения.

Анализируемое понятие публичного договора отражает эту особенность. Так, в нем указана обязанность коммерческой организации заключить договор — это первая, преддоговорная стадия. На стадии исполнения вступает в действие п. 4 ст. 426 ГК РФ, согласно которому необходимо соблюдать требования нормативных актов Правительства РФ.
4 ст. 426 ГК РФ, согласно которому необходимо соблюдать требования нормативных актов Правительства РФ.

Как на преддоговорной стадии, так и на стадии исполнения применяется п.

2 ст. 426 ГК РФ о соблюдении равных условий договора для всех клиентов коммерческой организации. Одновременно п. 1 ст. 426 ГК РФ определяет признаки, при наличии которых заключенный договор можно отнести к категории публичных.

Эти признаки должны присутствовать и в правоотношениях, которые еще не переросли в сделку, и в тех, которые уже являются таковыми. Они свидетельствуют о публичности.

Из смысла п. 1 ст. 426 ГК РФ следует, что договор, либо правоотношение — потенциальный договор, могут быть классифицированы как публичные при наличии следующих условий: . Предметом конкретного договора является обязательство коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. . Стороны договора — коммерческая организация и потребитель.

. Коммерческая организация осуществляет деятельность, характер которой предполагает, что она обязана продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратиться. Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Термин «потребитель» используется в комментируемой статье применительно к гражданам и юридическим лицам и не наделен содержанием, которое вкладывает в него Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Употребление термина «договор» представляется не совсем корректным, поскольку в большей своей части ст. 426 ГК РФ регламентируют процедуру заключения, а не исполнения, изменения или расторжения договора.

Именно эта стадия и является отличительной чертой такого явления как «публичный договор».

В дальнейшем, говоря о «договоре», подразумеваем как достигнутое соглашение лиц по всем существенным условиям (ст.

420 и ст. 432 ГК РФ), так и взаимоотношения лиц, направленные на совершение конкретной сделки, которая может быть и не заключена в будущем. Кроме того в самом абзаце 1 п.

1 ст. 426 ГК РФ перечисляются виды договоров, которые являются публичными. В некоторых законах так же отмечается публичность других.

Это перечисление (как в ст. 426 ГК РФ, так и в особенной части, и в законах) однозначно свидетельствует, что к сделкам такого вида должны применяться правила о публичном договоре.

В то же время есть некоторые сомнения, что в конкретных договорах публичного вида (розничная купля-продажа, прокат и т.п.) обязательно должны присутствовать все три признака, указанные ранее.

Поэтому факт того, что договор прямо отнесен законом к публичным, можно условно считать еще одним признаком публичности. Причем, если есть этот признак, то наличие остальных трех не требуется.

К тому же «четвертый признак» служит иногда ориентиром для выяснения сущности других, неоднозначно толкуемых признаков (в частности, «характера деятельности коммерческой организации»).

П. 5 ст. 426 ГК РФ объявляет условия публичного договора, нарушающие выше перечисленные требования, ничтожными.

Областью экономической активности организаций, занимающихся публичной деятельностью, является обычно сфера удовлетворения общественных нужд (например, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское и иное обслуживание). Данная сфера деятельности и определяет объекты зарождающихся обязательств.

Содержание возникающих правоотношений состоит в обязанности организации заключить и исполнить договор.

Подобная обязанность предусмотрена и в ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В ней прямо закреплено, что исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом доминирующий на рынке субъект должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно.

Из приведенной нормы видно, что обязанность по заключению договоров на выполнение работ или оказание услуг связывается не только фактическим характером деятельности субъекта хозяйствования или его производственными возможностями (как это предусмотрено в п.

1, 3 ст. 426 ГК РФ), но и с рамками его уставной деятельности. Здесь следует уточнить, что в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК РФ допускается существование как общей, так и специальной правоспособности юридических лиц.

Предмет и цели деятельности коммерческой организации обязательно определяются учредительными документами лишь в особых, предусмотренных законом случаях. Видимо, поэтому ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером фактической деятельности субъекта, а не с ее формальным отражением в учредительных документах. Но вместе с тем и ранее в судебной практике учитывалось, что деятельность исполнителя, соответствующую уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в учредительных документах нельзя расценивать как выходящую за рамки уставной.

Кроме того, адресатом обязанностей, изложенных в ст.

26 Закона «О защите прав потребителей», является не любой хозяйствующий субъект, а исключительно с доминирующим положением на федеральном или региональном товарных рынках в сфере выполнения работ или оказания услуг. Напротив, в ст. 426 ГК РФ такой специальный субъект не упоминается, что позволяет распространить ее положения на более широкий субъектный состав. Общая норма ст. 26 Закона «О защите прав потребителей» была отражена и в подзаконных актах, то есть в правилах оказания отдельных видов услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Так, п. 33 Правил «Предоставления услуг телеграфной связи» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года №347) закрепил за хозяйствующим субъектом с доминирующим положением в сфере предоставления определенной услуги телеграфной связи обязанность заключить соответствующий договор. Основаниями для освобождения от нее не могли служить обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащей организации производственного процесса. К ним Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 29 сентября 1994 года №7

«О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»

отнес, например, отсутствие у ответчика на время обращения потребителя необходимого количества сырья и материалов, комплектующих изделий, запасных частей.

В настоящее время, используя терминологию ст.

426 ГК РФ, ссылки на приведенные обстоятельства могут рассматриваться как необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора. Согласно положениям ГК РФ условия договора могут определяться: по усмотрению сторон, заключающих конкретный договор; примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида, опубликованными в печати и применяемыми сторонами договора; соответствующими обычаями делового оборота; обязательными для сторон правилами, содержащимися в правовых актах. Применительно к типу публичного договора особое значение приобретают последние правила, установленные законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Такого рода правила (типовые договоры, положения), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, вправе издавать в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ. В качестве примера можно назвать «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1099); «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года №669) и др.
В качестве примера можно назвать

«Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»

(утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1099); «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года №669) и др.

В них, в частности, определяются: обязательный и дополнительный объем предоставляемых услуг; их качественные характеристики; специальные права и обязанности хозяйствующего субъекта-исполнителя; льготы для отдельных категорий потребителей; ценообразовательная процедура.

Остановимся подробнее на двух последних элементах, имеющих важное значение при формировании условий публичного договора. Цена, как составляющая договорных отношений, определяется соглашением сторон или регулируется уполномоченными государственными органами.

Поэтому возможность государственного регулирования цен (тарифов) закладывается и в области использования публичного договора. Например, в Федеральном законе «О связи», в Правилах предоставления услуг телеграфной связи оговаривается, что по отдельным видам услуг и для определенных хозяйствующих субъектов тарифы регулируются государством. Но существует, к сожалению, и такая практика, когда органы исполнительной власти на местах осуществляют не предусмотренное законодательством регулирование цен и тарифов.

Данные действия недопустимы и не имеют под собой какой-либо правовой основы.

Чтобы внести определенность в этот вопрос и избежать в дальнейшем неправомерных ограничений прав предприятий в области ценообразования, необходимо нормативно оформить перечень сфер хозяйственной деятельности и ее результатов (товаров, работ, услуг), относительно которых предусмотрен тот или иной механизм государственного регулирования цен (тарифов). Одновременно целесообразно определить комплекс правомочий государственных органов в области ценового регулирования и контроля за его реализацией, а также разграничить их между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 той же статьи ГК условия договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны. Однако это не влечет недействительность всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст.

180 ГК). Существуют льготы для предприятий.

Например, в соответствии со ст. 7 Закона «О конкуренции» органам исполнительной власти запрещается необоснованно наделять отдельного хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов льготами, ставящими их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Такой запрет необходим с целью создания объективных условий для добросовестной конкуренции на рынке. Там же, где она по экономическим причинам нерентабельна (например, при естественной монополии), должна действовать специальная система регулирования.

Будучи ее составной частью, публичный договор сможет стать правовой формой воздействия государства на сферы естественной монополии. Тем более, что многие из них прямо перечислены в анализируемой ст.

426 ГК РФ и, следовательно, совпадают с областью применения публичного договора. В целом же принцип установления одинаковых условий публичного договора для всех лиц позволяет избежать различного рода злоупотреблений, дискриминаций (особенно со стороны регулируемых монополий) и применить типовые договорные формы.

Конституционный Суд РФ указывает, что положения о публичном договоре направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. №257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского Кодекса Российской Федерации».

№257-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского Кодекса Российской Федерации»

.

Среди них важно отметить следующие: .

Коммерческая организация не вправе устанавливать необоснованные с точки зрения действующего законодательства преимущества одного лица перед другим в отношении заключения публичного договора. Такое преимущество должно быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (например, в виде внеочередного обслуживания).

. Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, если у нее имеются возможности для предоставления необходимых товаров, услуг, работ. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора, то есть незаключение обязанным предприятием конкретного договора без достаточных на то причин, рассматривается как правовое основание для обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных убытков.

Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить такие убытки согласно ст. 15 и п. 4 ст. 445 ГК РФ. Итак, появление в нашем законодательстве специального института публичного договора обусловлено необходимостью защиты интересов экономически слабой стороны договора. В наибольшей степени это обеспечивается с помощью добросовестной конкуренции.

В тех сферах, где она по тем или иным причинам отсутствует, обратившееся лицо нуждается в особой защите, а предприятия — в продуманной системе регулирования. применяется и в том, и в другом случае. Поэтому его можно рассматривать как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.

договор заключение публичный цена 3. Стороны публичного договора Согласно статье 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется как необоснованно узкий подход к определению перечня субъектов, обязанных заключать публичный договор (Аминов В., Шкарин А.

Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. №20), и отмечается, что вопрос о субъектном составе данного договора нуждается в совершенствовании (Дедиков С.

// Хозяйство и право. 1997. №11.

с. 117). Учитывая направленность норм о публичном договоре на защиту слабой стороны, можно прийти к выводу: возложение законодательством обязанности заключать публичный договор должно зависеть не от организационно-правовой формы, а от характера деятельности экономически сильного контрагента. Предполагается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в определенной области народного хозяйства, обладает большими знаниями, большим опытом и большими профессиональными возможностями, нежели обращающийся к нему за товарами, работами и услугами потребитель.

Именно в такой ситуации, как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне (Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. №17-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

// Вестник Конституционного Суда РФ.

2006. №3). Включение в данный перечень индивидуальных предпринимателей обосновывается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Дополнительным аргументом может выступить сложившаяся практика гражданского оборота, в котором именно от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Обоснованность включения в данный перечень некоммерческих организаций подтверждается статьей 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ее осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

В отношении организаций, которые в силу их особой природы нецелесообразно подчинять ограничениям договорной свободы, уместно установить исключения (например, ст.

18 Закона РФ

«Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

предусматривает право самостоятельного выбора потребителей выпускаемой продукции в случае осуществления ими собственной производственной деятельности). Из всего выше перечисленного следует: чтобы обеспечить должную защиту слабой стороны гражданско-правового договора, а также не допустить использования субъектами гражданского оборота внешнего признака организационно-правовой формы для уклонения от обязанности заключать публичные договоры, целесообразно указать в статье 426 ГК РФ формулировку

«договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность»

.

При этом для определения перечня обязанных лиц основной акцент необходимо сделать на характере осуществляемой ими деятельности.

Другая сторона публичного договора традиционно именуется потребителем. Правила статьи 426 ГК РФ по данному вопросу не являются определенными.

П. 1 ст. 426 указывает, что публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. П. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
П. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.

Отсюда возникают два различных субъекта: каждый, кто обратится (т.е. физическое, и юридическое лицо, предприниматель и не являющийся предпринимателем) и потребитель.

Более того, понятие потребитель в законодательстве также толкуется различно.

Наиболее признанное определение следует из Закона «О защите прав потребителей»: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отсюда следует, что потребителем может выступать только физическое лицо. В то же время п. 2 ст. 497 ГК РФ определяет дистанционный способ заключения договора розничной купли-продажи как осуществляемый способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

При этом п. 3 ст. 497 ГК РФ указывает, что если место передачи товара таким договором не определено, он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя — юридического лица. Таким образом, потребителем в таком договоре может быть и физическое, и юридическое лицо.

Данные разночтения приводят к неопределенности определения субъектного состава публичного договора. Сделаем акцент на цели исследуемого института, а именно на защите слабой стороны гражданско-правового договора. Категория «слабая сторона договора» предполагает неравенство в социальном и имущественном положении, а также экономическую зависимость одного субъекта от другого.

Любое лицо (физическое или юридическое), обращающееся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, к предпринимателю, систематически осуществляющему продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обладает значительно меньшими опытом, квалификацией и профессиональными навыками, а потому нуждается в компенсации своего «слабого» положения.

Следовательно, в публичном договоре формулировка

«каждого, кто обратится в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью»

более отвечает целям данного института. Такая формулировка будет охватывать собой любых субъектов (и физических, и юридических лиц) во всех случаях, когда, вступая в гражданские правоотношения, они могли бы испытывать на себе неблагоприятные последствия своей экономической, профессиональной и т.п. «слабости». В целях устранения двусмысленности термин «потребитель» не следует использовать в статье 426.

Таким образом, режим статьи 426 ГК РФ целесообразно распространять на правоотношения, в которых с одной стороны выступает лицо, систематически занимающееся предпринимательской деятельностью, а с другой — лицо, обращающееся в непредпринимательских целях, так как именно в таких случаях имеет место экономическое, профессиональное и т.п. неравенство, требующее компенсации законодательными мерами.

Заключение На основе анализа используемого в законодательстве понятия «публичный договор», его положений и условий, а так же судебной практики можно сделать вывод о неразработанности как в законодательстве, так и в теории понятия «характер деятельности коммерческой организации, в результате которого она обязана заключать договор с каждым, кто обратиться» (публичной деятельности), и о неразработанности понятия самого публичного договора, его сущности. Уточнения требует и положение о сторонах публичного договора, их обязанностях, и сама формулировка, терминология рассматриваемого института. С развитием экономики, особенно в условиях рынка, публичный договор используется все чаще, поэтому так важно установить четкую формулировку данного закона, к тому же его можно рассматривать и как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.

1. Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. №20; . Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2010 года. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010; . Дедиков С. // Хозяйственное право.

Дедиков С. // Хозяйственное право. 1997. №11. с. 117; . Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»

Законы Российской Федерации по ГК РФ ч.

1

  1. «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  2. «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
  3. «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Может ли быть заключен организацией

Согласно ст. 426 ГК РФ одной из сторон обязательно будет: Предприниматели Которые заключают соглашение согласно специфике своей предпринимательской деятельности Любое иное лицо Вне зависимости от своего статуса Исходя из этого, Гражданским Кодексом не ограничивается перечень субъектов данного типа соглашения их отнесением к физическим либо юридическим лицам.

Немаловажную роль играет характер услуги либо же продукции, а также предоставление их по сформированному запросу. В большинстве случаев стоимость для компаний и частных предпринимателей в подобных ситуациях выше, нежели для населения, которые не относятся к категории ИП, поскольку обязательства определяют единую себестоимость согласно ст. 426 ГК РФ.

Публичный договор в гражданском праве

Публичныйдоговор в гражданском праве.

Введение. Современнаяпрактика экономической деятельностинуждается, как известно, в разнообразныхправовых формах организации и регулированияхозяйственных связей.

Договор применяетсяв этой плоскости давно и успешно, являясьюридическим инструментом обустройствахозяйственной жизни.

Однако такаятрадиционность существования и оформлениядоговорных взаимоотношений междухозяйствующими субъектами не исключаетвведения новых, ранее не упоминавшихсяв законодательстве правовых понятий икатегорий.

К такого рода новеллам следуетотнести и категорию публичных договоров,в обобщенном виде попавшую в арсеналдействующего законодательства свступлением в силу части первой новогоГражданского кодекса РоссийскойФедерации. ВГражданском кодексе выделяется особыйтип гражданско-правового договора, такназываемый публичный договор.

Данныйдоговор заключается между коммерческойорганизацией, которая по характерусвоей деятельности должна осуществлятьпродажу товаров, выполнение работ илиоказание услуг, и массовым потребителем. Данныйинститут ещё развивается. Задачазаконодателя совершенствовать областипубличного регулирования в договорномправе так, чтобы позволить обеспечитьгосударству баланс интересов междухозяйствующим субъектом игражданином-потребителем.

1.Понятиепубличного договора. Всоответствии со ст. 426 ГК РФ публичнымдоговором признается договор, заключенныйкоммерческой организацией и устанавливающийеё обязанности по продаже товаров,выполнению работ или оказанию услуг,которые такая организация по характерусвоей деятельности должна осуществлятьв отношении каждого, кто к ней обратится(розничная торговля, перевозка транспортомобщего пользования, услуги связи,энергоснабжение, медицинское, гостиничноеобслуживание и т.п.). Вст. 426 содержится следующее определениепубличного договора: “Публичнымдоговором признается договор, заключенныйкоммерческой организацией и устанавливающийее обязанности по продаже товаров,выполнении работ или оказанию услуг,которые такая организация по характерусвоей деятельности должна осуществлятьв отношении каждого, кто к ней обратится(розничная торговля, перевозка транспортомобщего пользования, услуги связи,энергоснабжение, медицинское, гостиничноеобслуживание и т.

п.)”. Согласноправовой позиции Конституционного СудаРФ предоставление законом определённыхпреимуществ потребителю как экономическислабой и зависимой стороне преследуетсвоей целью недопущение недобросовестнойконкуренции и создание реальных гарантийв соответствии со ст.19 и 34 КонституцииРФ соблюдения принципа равенства приосуществлении предпринимательской ииной не запрещенной законом экономическойдеятельности.

Ключевымпризнаком публичного договора являетсято, что деятельность, осуществляемаяорганизацией, должна носить публичныйхарактер. Для установления публичногохарактера деятельности коммерческойорганизации во всех случаях – как призаключении договоров, прямо названныхв законе в качестве публичных, так и призаключении иных договоров – необходимоиспользовать критерий систематическогоосуществления деятельности, рассчитаннойна неопределённый круг потребителей.Фактически такая деятельность вбольшинстве случаев опосредуетсяпубличной офертой. Критериисистематичности и неопределённостикруга потребителей являются в отдельныхслучаях вторичными признаками, не всегдадостаточными для установления публичногохарактера предпринимательскойдеятельности.

Так как теоретически неисключена ситуация, когда публичныйдоговор может быть заключен хозяйствующимсубъектом одноразово, но это не означает,что к нему не применяются правила ст.426 ГК РФ.

2.Субъектыпубличного договора. Вкачестве одного из субъектов такогодоговора должна выступать коммерческаяорганизация: унитарное государственноеили муниципальное предприятие,хозяйственное общество или товариществолибо производственный кооператив. Чтокасается контрагента такой организации,то в этой роли может оказаться любоефизическое или юридическое лицо, котороев данной договорной связи является, какправило, потребителем товаров, работ,услуг, соответственно производимых илиосуществляемых коммерческой организацией.

Некоторыеправоведы считают, что к списку сильныхконтрагентов публичного договораследует добавить индивидуальныхпредпринимателей. Обоснованностьвключения в данный перечень индивидуальныхпредпринимателей подтверждается статьей23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательскойдеятельности граждан по общему правилуприменяются правила, регулирующиедеятельность коммерческих организаций.

Кроме того, в практике гражданскогооборота сложилось, что от индивидуальныхпредпринимателей исходит большая частьнепосредственно предлагаемых публикетоваров, работ, услуг. Такжек числу субъектов публичного договорастоит отнести и некоммерческиеорганизации.

Согласно ст.24 ФЗ «Онекоммерческих организациях»,некоммерческая организация вправеосуществлять предпринимательскуюдеятельность, служащую достижениюцелей, ради которых она создана. Такиеорганизации при определённых условияхактивно занимаются предпринимательскойдеятельностью, например, розничнойторговлей, оказанием услуг и т.д.

Практикасовременного оборота показывает, чтоединственной специфической чертойпредпринимательской деятельностинекоммерческих организаций являетсяеё осуществление для целей созданиятакой организации. В остальном даннаядеятельность обладает общими признакамисамостоятельной, осуществляемой насвой риск деятельности, направленнойна систематическое получение прибыли,а потому в случае ее публичного характерадолжна обязывать к заключению договорас каждым, кто пожелает.

Другаясторона публичного договора именуетсяпотребителем. Здесь неоднозначноетолкование субъекта, а именно, с однойстороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичныйдоговор устанавливает обязанности попродаже товаров, выполнению работ илиоказанию услуг, которые коммерческаяорганизация по характеру своейдеятельности должна осуществлять вотношении каждого, кто к ней обратится,т.е.

как физическое, так и юридическоелицо; как предприниматель, так и неявляющийся предпринимателем.

С другойстороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает,что цена товаров, работ и услуг, а такжеиные условия публичного договораустанавливаются одинаковыми для всехпотребителей, что прямо свидетельствуето том, что другим субъектом публичногодоговора может быть только физическоелицо. Далеконе все коммерческие организации могутбыть признаны потенциальными субъектамипубличного договора.

Важное значениеимеет характер деятельности такойорганизации. В связи с этим необходимоотметить, что среди многих различныхвидов предпринимательской деятельностивыделяются такие, которые должныосуществляться соответствующимикоммерческими организациями в отношениивсех и каждого, кто к ним обращается.

Хорошим ориентиром в определении такихвидов деятельности является примерныйперечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенноразнородные виды деятельности,опосредуемые различными гражданско-правовымидоговорами, объединяет одна общая черта,а именно: коммерческие организациидолжны вступать в договорные отношенияс любыми физическими и юридическимилицами, которые к ним обращаются. 3.Правовыепоследствия заключения публичногодоговора.

Изанализа текста ст. 426 ГК, а также иныхнорм материального и процессуальногозаконодательства можно сделать выводо наличии четырех видов последствийдля коммерческой организации, являющейсясубъектом публичного договора. К ихчислу относятся следующие: 1)для такой коммерческой организацииисключается действие принципа свободыдоговора: она не вправе по своемуусмотрению ни выбирать партнера, нирешать вопрос о заключении договора.Отказ коммерческой организации отзаключения публичного договора приналичии возможности предоставитьпотребителю соответствующие товары,услуги, выполнить для него соответствующиеработы не допускается.

Впротивном случае поведение коммерческойорганизации будет рассматриваться какнеобоснованное уклонение от заключениядоговора со всем комплексом вытекающихиз этого факта негативных последствий; 2)коммерческая организация, являющаясясубъектом публичного договора, не вправеоказывать предпочтение кому-либо изобратившихся к ней в отношении заключениядоговора потребителей.

Исключения изэтого правила могут быть предусмотренылишь законами и иными правовыми актами(к примеру, сегодня такого рода исключенияимеются в законодательстве применительнок ветеранам войны, инвалидам и некоторымдругим категориям потребителей); 3)условия публичного договора (в том числео цене на товары, работы, услуги) должныустанавливаться одинаковыми для всехпотребителей, кроме тех случаев, когдазаконами и иными правовыми актамидопускается предоставление льгот дляотдельных категорий потребителей; 4)в отличие от обычных гражданско-правовыхдоговоров, споры по условиям которыхмогут быть переданы сторонами нарассмотрение суда лишь при наличиисогласия обеих сторон, споры, связанныес заключением публичных договоров, атакже разногласия сторон по отдельнымусловиям таких договоров должныразрешаться в судебном порядке независимоот того, имеется ли согласие на то обеихсторон. Вслучае необоснованного уклонениякоммерческой организации от заключенияпубличного договора, такой договорможет быть заключен в принудительномпорядке по решению суда. Более того,потребитель вправе потребовать ивзыскания убытков, вызванных уклонениемот заключения договора.

Инаконец, еще одна особенность публичногодоговора, которая относится к спецификеего правового регулирования, но такжесвидетельствует об ограничении действияпринципа свободы договора в отношенииданного договора.

Согласно п. 4 ст. 426 ГКв случаях, предусмотренных законом,Правительству Российской Федерациипредоставлено право издавать правила,обязательные для сторон при заключениии исполнении публичных договоров(типовые договоры, положения и т.

п.). Таким образом, законодатель априориисходит из того, что императивныеправовые нормы, определяющие условияпубличного договора, могут бытьустановлены не только федеральнымзаконом, как это имеет место в большинствеслучаев, но и постановлениями правительства. Данноеположение в полной мере учитываетспецифику отношений, опосредуемыхпубличными договорами: как правило, этоотношения определенных коммерческихорганизаций с массовым потребителем.Именно необходимость обеспечения защитыправ и законных интересов потребителейтребует оперативного и гибкогорегулирования условий публичныхдоговоров.

Примерамипубличных договоров являются договоррозничной купли-продажи (ст. 492), договорпроката (ст. 626), договор бытового подряда(ст.

730), договор банковского вклада, вкотором вкладчиком является гражданин(ст.

834), договор личного страхования(ст. 927). Источник: https://studfile.net/preview/5837267/

Комментарий к Ст.

426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание. Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными.

Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

. Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений . При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (). Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва.

При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию .

——————————— Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г.

N 32. Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора.

По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями.

Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр. Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации , Правила оказания услуг связи по передаче данных , Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания , Правила оказания телематических услуг связи , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта , Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты. ——————————— Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г.

«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

. Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г.

N 575. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г.

N 452. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г.

N 612. Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными.

Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения . 3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей 426 ГК потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора .

——————————— Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14

«Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»

.

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора .

——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г.

N 257-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации»

. Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне,

«которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации»

.

Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями . ——————————— КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре . Отмечается лишь наличие

«некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа»

, причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

——————————— Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период.

Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264. 6. Положения комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса РФ применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель.

В силу , осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Навигация по записям © 2021—2021 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

См.

также

• • • • • по передаче имущества в собственность (розничной • • • • энергоснабжения • продажи недвижимости • продажи предприятия) • • • ( • • ) • по передаче имущества в пользование ( • предприятия • зданий и сооружений • • ) • найма жилого помещения • по выполнению работ ( • строительного • на выполнение проектных и изыскательских работ • на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд) • участия в долевом строительстве • об оказании услуг фактические возмездного оказания услуг • • () • • юридические • • финансовые • • • • • • ( • • • ) по реализации результатов интеллектуальной деятельности отчуждения исключительных прав • • • о совместной деятельности простого товарищества • • • о создании акционерного общества иные действие в чужом интересе без поручения • • () • • •

Особенности публичного договора

Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.

Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля.

Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности. Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо.

По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации. Это верно в силу п. 3 , который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность.

Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 . Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом. Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена.

Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами. Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций. К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.

В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.

Договоры присоединения

Договором присоединения признается договор, условия которого опре­делены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, ти­повом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лише­на возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме мо­жет оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформ­ления договора.

Такие ситуации встречаются, например,

  1. в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
  2. в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными орга­низациями, традиционно использующими типовые бланки договор­ной документации (заявления об открытии банковского счета, стра­ховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сто­рон использовать заранее растиражированный образец текста догово­ра отнюдь не исключает согласование и переформулирование изло­женных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предприни­мательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора по­ставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксиро­ваны им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает предвари­тельное изменение любых предложенных одной из сторон условий.Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандарт­ный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения за­ключить договор присоединения — речь идет о формальной невозмож­ности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор при­соединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств.

Такие основания не являются следствием незаконности ус­ловий договора — они становятся следствием появления у стороны, раз­рабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым дополнительные возможности изменения или расторжения такого договора лишают одну из сторон возможности злоупотребить принци­пом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.Присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:

  1. если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по ана­логичным договорам;
  2. если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК).
  3. если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;

Данные последствия, однако, практически не применяются в дого­ворах между предпринимателями, поскольку профессиональный пред­приниматель в качестве присоединившейся стороны обычно осозна­ет (или должен осознавать), на каких условиях он заключает договор (п.

3 ст. 428 ГК), и уже на этой стадии может прибегнуть к квалифи­цированной защите своих интересов.Будучи по сути особым способом заключения договоров, договор присоединения не сливается с понятием публичного договора.

Ведь последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения. 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by Artio

Признаки соглашения

Характерные правовые признаки публичного соглашения подробно указаны в ст. 426 ГК РФ. Таковым признается гражданско-правовое соглашение, которое заключается между продавцом – коммерческой компанией, исполняющей определенные разновидности работ, предоставляемые любому, кто к ней обратился в роли потребителей.

К таким разновидностям работ, публичный договор в Гражданском праве относит не только розничную торговлю, но:

  1. иные действия, к примеру, в сфере природопользования.
  2. услуги связи;
  3. перевозку транспортным средством;

Для возможности признания соглашения публичным, документ обязательно должен удовлетворять обобщенным признакам подобных соглашений.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+