Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Срок президентства в беларуси

Срок президентства в беларуси

Срок президентства в беларуси

Новый президентский срок в Беларуси 7 лет. Почему нет?


В Беларуси намечается референдум об очередном увеличении срока президентских полномочий. На этот раз до 7 лет… Бинокль” попытался разобраться в мотивах сторонников такого решения и оценить шансы изменения Конституции.

Первый выстрел произвел господин Гайдукевич, бессменный лидер Либерально-демократической партии Беларуси с 1995 года.

«23» ноября партия решила инициировать проведение одновременно с местными выборами в 2018 году референдума по внесению изменений в Конституцию.

Что предлагает поменять Гайдукевич?

Перейти на пропорционально-мажоритарную систему выборов депутатов с увеличением срока их полномочий с 4 до 5 лет и увеличить срок полномочий президента с 5 до 7 лет. Через пять дней на эту же тему высказывается председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, допустившая изменение Основного закона, «если на то будет воля главы государства». А воля, как нам кажется, уже есть.

В октябре, выступая перед депутатами Национального собрания, Александр Лукашенко намекнул на внесение изменений в Конституцию.

Такие предложения в политической системе Беларуси не могут инициироваться без одобрения на самом высоком уровне. Поэтому очень похоже на то, что через два года нас ждет референдум, и с вероятностью 83% эти изменения будут одобрены населением.

Мировая практика Я, например, не против изменения Конституции и увеличения срока президентства до 7 лет как таковых, но давайте разберемся для чего это делается, и существует ли мировая практика на этот счет. В мире нет президентов, избираемых на 8 и более лет, а вот 7-летним сроком отметились только три страны в мире: Италия (президент выбирается парламентом и не имеет реальной власти), Таджикистан (с 1994 возглавляет бессменный президент Рахмон) и Узбекистан (с 1990 возглавлял президент Каримов, умер в сентябре этого года). В принципе мы вписываемся в эту группу товарищей : и бывшая республика СССР, и бессменный президент с 1994 года.

Изменение Конституции – Основного закона государства – серьезное мероприятие, которое требует очень серьезных оснований.

Здесь надо быть максимально осторожным, о чем и говорит глава государства, заявляя, что надо

«создать группу мудрецов, юристов, которые проанализируют Основной закон»

и менять Конституцию надо «аккуратно, чтобы не сделать хуже». Бесспорное утверждение… А теперь давайте разберем мотивы, которые толкают участников процесса на такие изменения.

Мы проанализировали слова действующего президента А. Лукашенко, председателя Центризбиркома Л. Ермошиной и лидера ЛДП С. Гайдукевича.

Что же по их мнению является достаточным основанием для изменения Конституции?

Лукашенко А.Г.: «Мир стремительно меняется.

Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, чтобы не только не потерять занятые нами ниши, но и найти новые»; «Появились новые проблемы, вызовы. Да и время, наверное, требует чего-то нового».

Все-таки, как-то не очень конкретно.

Если нам предстоит изменение Основного закона, то хотелось бы предметно знать, какие «новые ниши» мы найдем и не потеряем занятые, какие «новые проблемы и вызовы» мы решим, увеличив президентский срок? Что-то Александр Григорьевич нам не договаривает.

Возможно, просто щадит наши нервы и «не грузит» нас новыми проблемами и вызовами, о которых нам лучше не знать, чтобы спать спокойно.

Ермошина Л.М.: «его реализация в определенном плане могла бы способствовать стабильности общества и некоторой экономии затрат на выборы».

Это уже конкретный разговор. Президентские выборы 2015 года обошлись бюджету республики в Br 181 млрд. или $11,8 млн. А вот что такое «способствовать стабильности общества» не очень понятно. По-моему, у нас и так все сейчас более, чем стабильно.

Вопрос: что хочет стабилизировать в обществе Лидия Михайловна?

Гайдукевич С.В.: «А может, я для себя увеличиваю срок?» «Данные изменения позволят укрепить политическую систему Республики Беларусь, приведут к дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, укреплению власти в стране».

Сергей Васильевич очень оптимистично оценивает свои шансы на следующих выборах президента 2020 года.

Но статистика говорит не в его пользу: на выборах 2001 года он набрал 2,48%, 2006 – 3,5%, 2015 – 3,32%. Кто его знает? Может в 2020 он нас удивит. «Позволят укрепить политическую систему» – это вообще о чем?

Когда наша политическая система успела ослабнуть, видимо, я что-то пропустил. «Приведут к дальнейшей демократизации» – видимо, ничего умнее в голову не пришло.

Что поменяется в демократизации общества с изменением срока полномочия президента с 5 до 7 лет? Эта фраза просто «не о чем». «Развитию гражданского общества» – стесняюсь спросить, каким образом?

Гражданское общество для меня в первую очередь – это самоуправление, самоорганизация граждан для решения своих проблем без прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. «Укреплению власти в стране» – мы просто образчик безвластия!

Это приведет к укреплению не «власти в стране» как таковой, а укреплению президентской власти. Тогда, так прямо и надо говорить.

Пока убедительных аргументов в пользу изменения Конституции для меня лично не прозвучало. Понравилось честное заявление Ермошиной про экономию на выборах, но это не в счет: 12 миллионов долларов в пятилетку – вполне подъемная сумма для страны.

Единственное последствие, которое сегодня напрашивается, – укрепление президентской власти.

Беларусь – президентская республика с очень сильной властью главы государства, с его 5-летним сроком, не ограниченным количеством выборов, с законодательной функцией президента. Есть ли объективная потребность увеличить срок до 7 лет сегодня? Не думаю. Мы только провели парламентские выборы с избранием двух оппозиционных депутатов и начали сближение с Европейским союзом, избавились от санкций и ярлыка «последней диктатуры Европы».
Не думаю. Мы только провели парламентские выборы с избранием двух оппозиционных депутатов и начали сближение с Европейским союзом, избавились от санкций и ярлыка «последней диктатуры Европы».

Ради чего это все терять? Не думаю, что Лукашенко нужны эти два года. Он популярен в стране, а политическая система не рождает ярких политиков, которые могли бы составить ему конкуренцию. Чего бояться? Эти дополнительные два года принесут большой имиджевый урон и больше вреда для главы государства, чем мнимые бонусы.

Не представляю, кто и зачем посоветовал ему пойти на этот непродуманный шаг? Так что будем ждать новых заявлений и убедительных доводов на этот счет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Беларусьмнения

Уход Лукашенко: назван новый президент Белоруссии

Пророссийские политики и чиновники в Белоруссии лишились влияния, в то же время развиваются контакты Минска с западными спецслужбами, пишет Telegram-канал «Бульба престолов».

«Со стороны это выглядит как полноценная подготовка к сотрудничеству и развороту на Запад, наведение мостов»

, – полагают авторы.

Происходящее в Белоруссии эксперты назвали повторением украинского сценария.

По мнению Telegram-канала, после Александра Лукашенко президентский пост может занять министр иностранных дел республики Владимир Макей, имеющий в экспертной среде репутацию западника. Авторы не исключили, что при определенном сценарии Макей может «скинуть» Лукашенко, тем более рейтинг главы МИДа в Минске составляет 21% и превышает уровень одобрения Батьки.

«А контроль столицы, даже «ментальный» – фактическая гарантия победы в политических пертурбациях», – добавили аналитики. России, уверены авторы, нужно добиваться ухода . Очередные отсрочки, которые Кремль предоставляет Батьке, дают возможность западным некоммерческим фондам нарастить свое влияние в Белоруссии, указывают эксперты.

Включил новостиЛукашенко приедет в Кареличи, когда там дотеребят долгунецВыключил— РБ головного мозга (@belamova) Напомним, отношения между Москвой и Минском обострились летом прошлого года.

Кремль настаивает на конкретных шагах по интеграции и построению Союзного государства. же пытается всячески затянуть процесс и требует от российских властей новых экономических и финансовых преференций. Последняя встреча белорусского лидера с российским коллегой в середине июле на Валааме и в Санкт-Петербурге окончилась, судя по всему, безрезультатно.

Статус и обязанности президента Республики Беларусь

Александр Лукашенко (1994-наши дни) после кадровых перестановок всегда напутствует новых министров Глава Республики Беларусь имеет ряд обязанностей, закреплённых в конституции страны:

  1. Председательствование на заседаниях Правительства республики (это не обязанность, а право);
  2. Принятие решения об отставке Правительства и его членов;
  3. Принятие решения о предоставлении гражданства, политического убежища;
  4. Установление праздничных дат и дней, награждение государственными наградами;
  5. Назначение выборов в Совет Республики, Палату представителей и местных представительских органов. Выборы могут быть как очередными, так и внеочередными;
  6. Ведение международных переговоров, подписывание договоров.
  7. Назначение на должности Председателя Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда. Данные процедуры проводятся с согласия Совета Республики;
  8. Назначение членов Центральной комиссии по выборам и референдумам;
  9. Роспуск парламента в случаях, предусмотренных конституцией Республики Беларусь;
  10. Определение дат проведения республиканских референдумов;
  11. Утверждение кандидата на должность премьер-министра. Эта процедура проходит только с согласия Палаты представителей;
  12. Обращения с ежегодными посланиями к гражданам Республики Беларусь, сообщает им о достижениях, основных направлениях внешней и внутренней политике государства;
  13. Определение структуры правительства, назначение на должности и освобождение от них министров, заместителей министров, членов правительства;
  14. Участие в работе парламента республики, ежегодные обращения к нему. Право выступления в парламенте в любое время;
  15. Помилование заключённых;
  16. Образование и организация работы Администрации Президента Республики Беларусь и других органов управления при главе государства;
  17. Назначение представителей президента в парламенте республики, руководителей органов государственного управления;

Глава Республики Беларусь является Верховным главнокомандующим вооружёнными силами, распоряжения президента имеют силу законодательных актов.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  1. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
  2. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
  3. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
  4. Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
  5. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
  6. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  7. Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
  8. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
  9. Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Требования к кандидатам

Для того, чтобы участвовать в президентских выборах, необходимо соответствовать ряду критериев:

  1. Подтвержденная дееспособность и обладание избирательным правом.
  2. Возраст – от 35 лет.
  3. Постоянное гражданство и проживание в стране не менее 10 лет.
  4. Место рождения – Беларусь.
  5. Отсутствие принадлежности к какой-либо партии.
  6. Перед подачей документов он должен иметь 100 тыс.

    подписей от избирателей в свою поддержку для избрания на пост Президента.

Для кандидата на пост главы государства нет категоричных требований по национальности, отношении к религии, деятельности на военной или государственной службе.

Президент Республики Беларусь

/ / Президент Правовой статус Президента Республики Беларусь, его полномочия, порядок и гарантии их осуществления определены в и Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «».

Президентом может быть избран:

  1. не моложе 35 лет,
  2. постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
  3. обладающий избирательным правом,
  4. гражданин Республики Беларусь по рождению,

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Являясь высшим должностным лицом Республики Беларусь, Президент:

  1. гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики;
  2. представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
  3. олицетворяет единство народа;

:

  1. осуществляет посредничество между органами государственной власти.

  2. обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;
  3. принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

:

  • Председателя и судей Конституционного Суда;
  • Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает на должность:
    • судей Верховного Суда;
    • судей Высшего Хозяйственного Суда;
    • Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
    • Генерального прокурора;
    • Председателя и членов Правления Национального банка;
  • Председателя и членов Правления Национального банка;
  • распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
  • Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • назначает на должность и освобождает от должности:
    • Председателя Комитета государственного контроля;
    • руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • образует, упраздняет и реорганизует , другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
  • судей Верховного Суда;
  • с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
  • руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • судей Высшего Хозяйственного Суда;
  • Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  • Председателя и судей Верховного Суда;
  • Председателя Комитета государственного контроля;
  • назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
  • Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда;
  • освобождает от должности:
    • Председателя и судей Конституционного Суда;
    • Председателя и судей Верховного Суда;
    • Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда;
    • Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
    • Генерального прокурора;
    • Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
  • Генерального прокурора;
  • Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  • назначает республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
  • Председателя Верховного Суда;
  • с согласия Совета Республики назначает на должность:
    • Председателя Конституционного Суда;
    • Председателя Верховного Суда;
    • Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
  • Председателя Конституционного Суда;
  • Генерального прокурора;

:

  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.
  • имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
  • обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
  • обращается с ежегодными посланиями к Парламенту Республики Беларусь, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики;

К компетенции Президента относится также решение вопросов:

  1. об установлении государственных праздников и праздничных дней;
  2. о помиловании осужденных.

  3. о награждении государственными наградами, присвоении классных чинов и званий;
  4. о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

Как Глава государства, Президент:

  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры;

В случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок. :

  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
  • имеет право отменять акты Правительства;
  • имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • подписывает законы;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

:

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
  • назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
  • вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
  • осуществляет иные полномочия, если это не противоречит Конституции Республики Беларусь.

Президент имеет право роспуска палат Национального собрания Республики Беларусь. На основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент издает:

  1. распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.
  2. декреты;
  3. указы;

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Президент вправе в любое время подать в отставку.

Отставка Президента принимается Палатой представителей. может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов.

Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

10 Марта 2020 10 Марта 2020 10 Марта 2020 9 Марта 2020 9 Марта 2020 6 Марта 2020 При использовании материалов активная гиперссылка на pravo.by обязательна.

© , 2003-2020

Безлимитный президент. 12 лет назад Александр Лукашенко добился изменений в конституции

17 октября 2004 года в Беларуси прошел конституционный референдум всего по одному вопросу — о снятии ограничений на число президентских сроков.

По официальным данным, предложение Александра Лукашенко поддержали 88% избирателей при 90%-ной явке.

Референдум тогда совместили с парламентскими выборами. Слухи о готовящемся референдуме появились за несколько месяцев. Три оппозиционных депутата Палаты представителей Сергей Скребец, Валерий Фролов и Владимир Парфенович в июне , протестуя, кроме прочего, против

«готовящегося в Беларуси „антиконституционного референдума“ по продлению полномочий Лукашенко»

.

Голодали депутаты 19 дней. Президент объявил о своих планах 7 сентября, за месяц с небольшим до даты парламентских выборов.

В своем он заявил: — В соответствии с действующей Конституцией нашего государства я подписал указ о проведении всенародного референдума <…> Я не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действую честно и, как всегда, открыто. А Вы, когда я Вас просил, всегда меня поддерживали. <…> Рвущиеся к власти оппозиционеры будут убеждать Вас в том, что Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом.

Запомните: речь сегодня не о выборах Президента, не о продлении полномочий — выборы у нас летом 2006 года. Речь идет о моем праве гражданина и Президента Беларуси Александра Лукашенко участвовать в этих выборах. А такое право я могу, согласно нашей Конституции, сегодня получить только от Вас… Вопрос, вынесенный на плебисцит, звучал так:

«Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?»

.

В предыдущей редакции в этой статье еще было упоминание о двух сроках максимум для президента. В октябре , что с 1 ноября в стране поднимут пенсии, стипендии и соцвыплаты.

Оппозиция обвинила президента в попытке «купить народ».

Он эти претензии отверг. Венецианская комиссия Совета Европы формулировку вопроса, вынесенного на референдум, из-за того, что он «противоречит Избирательному кодексу (который запрещал выносить на референдум вопросы, связанные с избранием президента. — TUT.BY) и смешивает незаконную привилегию для одного человека с вопросом общего, конституционного значения».

В МИД Беларуси эту оценку назвали «политическим заказом». В итоге, по официальным данным, президентское предложение победило с подавляющим большинством — 88% при 90% явки.

Социологическая служба Gallup провела опросы до и после референдума. По их данным, в конце сентября 2004 года за изменение конституции были готовы проголосовать 39%, против — 32,5%, остальные на тот момент ещё не определились.

После голосования та же служба , что «за» проголосовали 48,3% избирателей. Правозащитники, оппозиция, ОБСЕ и отдельные западные страны заявили о недемократичности и незаконности прошедшего референдума, раскритиковав как сам факт его проведения, так и прозрачность организации голосования. Российские МИД и Госдума признали результаты плебисцита и «уважать мнение народа».

Александр Лукашенко на следующий день поблагодарил белорусов за «колоссальную, ошеломляющую поддержку», которую они оказали ему в ходе референдума. — Я сделаю все, чтобы народ не пожалел о своем выборе, о том, что он меня поддержал. В этот же день в центре Минска начались акции протеста, которые проходили по вечерам целую неделю.

Однажды колонна демонстрантов даже попыталась пройти к президентской администрации. Митинги заканчивались задержаниями, иногда — столкновениями с ОМОНом, и к концу недели сошли на нет.

Лидеру ОГП Анатолию Лебедько при задержании даже и избили до черепно-мозговой травмы. Через суды и «сутки» прошли десятки активистов. По итогам той кампании глава ЦИК Лидия Ермошина впервые попала в черные списки Евросоюза. Компанию там ей составил командир минского ОМОНа Юрий Подобед. Исключены они были оттуда лишь в начале 2016 года.

Исключены они были оттуда лишь в начале 2016 года. А Александр Лукашенко получил право избираться на новые президентские сроки без ограничений, что он, собственно, успешно делает до сих пор.

Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.).

Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

10 июля 1994 года Александр Лукашенко стал де-факто первым президентом Беларуси. 20 июля того же года он принес присягу и стал главой государства де-юре.

Что показало время? С той поры прошло 25 лет, время жизни целого поколения. Четырежды Лукашенко переизбирался на президентских выборах (2001, 2006, 2010, 2015), хотя по Конституции имел право быть президентом не более двух сроков. Очередные выборы в 1999 г. им были пропущены.

Вместо них в ноябре 1996 г. был проведен республиканский референдум, по результатам которого была введена новая редакция Конституции.

В ней в заключительных положениях появилась «хитрая» статья (144), в соответствии с которой президент сохранял свои полномочия, и они почему-то исчислялись «.со дня вступления в силу настоящей Конституции». Здесь, правда, возникает вопрос: какая Конституция в Беларуси настоящая — Конституция 1994 г. или поправки в нее, принятые по итогам референдума?

Если настоящей Конституцией считать поправки в Конституцию, то продление срока полномочий президента без выборов надо признать захватом власти.

Решение об отмене ограничений на занятие должности президента, принятое по итогам референдума 2004 г., нельзя считать законным. Во-первых, на референдум могут выноситься лишь «важнейшие вопросы» государственной и общественной жизни. Между тем, поставленный вопрос отражал проблему одного гражданина, который уже дважды избирался президентом.

Во-вторых, на референдум выносился вопрос, непосредственно связанный с участием действующего главы государства в президентских выборах. Это вступало в противоречие с ч. 2 ст. 112 Избирательного кодекса.

В-третьих, формулировка вопроса содержала два различных по смыслу вопроса, что противоречило ч. 5 ст. 114 Избирательного кодекса. В-четвертых, предоставление «первому президенту» права еще раз участвовать в выборах означает получение им необоснованных преимуществ перед другими гражданами (ст.

22 Конституции). От референдума к референдуму число полномочий главы государства увеличилось. Так, он единолично стал назначать республиканские референдумы и определять их вопросы; назначать выборы в Палату представителей; назначать практически всех чиновников, а равно освобождать их от должности; формировать правительство и отправлять его в отставку. Глава государства получил право издавать декреты как акты чрезвычайного характера, имеющие силу закона.

При нем стали создаваться различные органы, службы, центры. Управление делами разрослось до самостоятельного и никому не подконтрольного ведомства со своим бюджетом и банком. По сути дела, при президенте было создано еще одно государство («ближний круг»), которое стало руководить всеми госорганами, учреждениями, предприятиями, организациями.

Возникает резонный вопрос: нужно ли нам два государственных аппарата: один — закрытый от общества, другой — открытый, зависимый от первого? Нужна ли нам вообще должность президента? Я лично — сторонник парламентской (парламентарной) республики, где можно обходиться без должности президента.

Его функции можно возложить на председателя парламента и коллегиальный президиум.

Никакой администрации, управления делами, службы охраны, оркестра, библиотеки, поликлиники и прочих структур, обслуживающих интересы одного человека.

И ноль расходов. Десять аргументов за упразднение должности президента Аргумент 1: должность президента была включена в Конституцию 1994 г. на завершающем этапе ее подготовки. Она сразу вступила в противоречие с принципом разделения властей (ст. 6), создала предпосылки для зависимости судей от президента, который получил право их назначать (п.

6), создала предпосылки для зависимости судей от президента, который получил право их назначать (п. 10 ст. 100), лишила правительство как центральный орган управления самостоятельности (ст. 107). Аргумент 2: для менталитета белорусов авторитарный стиль правления не был характерным на всем протяжении истории.

После обретения государственного суверенитета в 1990-1991 гг.

власть вверялась представительному органу — Верховному Совету (ст. 2 Декларации). Ни о каком президенте речь не шла. Аргумент 3: президентская власть таит в себе опасность узурпации.

Она развращает госаппарат, создает необоснованные привилегии и льготы для избранных, развивает клановость и безнаказанность людей из узкого круга. Она имеет тенденцию к пролонгации и укоренению.

Аргумент 4: введение должности президента с широкими полномочиями дало возможность первому президенту укрепить свою власть, в том числе путем создания при себе ряда структур, «личной гвардии» и бюджета. В дальнейшем эта власть выродилась в самодержавие с неограниченным сроком правления. Аргумент 5: с правовой точки зрения должность президента утратила свое значение после ноябрьского референдума 1996 г.

Тогда, вопреки решению Конституционного суда о рекомендательном характере голосования по поправкам в Конституцию, была введена новая редакция Конституции с должностью президента — главы государства. Причем эта должность была замещена Лукашенко без всяких выборов.

Аргумент 6: как показала практика, должность президента дорого обходится белорусскому народу. О зарплате и богатствах белорусского президента ничего не сообщается, но новые приобретения транспортных средств говорят о неучтенных источниках доходов.

Управление делами президента, как и другие президентские структуры, давно вышли из под контроля общества и скрывают свои доходы.

Аргумент 7: президентское правление привело к установлению тотального контроля за обществом и каждым гражданином. Никто не может оспорить решения и действия президентской власти. Граждане превратились в подданных, что, по сути, отменяет действие всех конституционных прав и свобод. Аргумент 8: единовластие лишает общество и граждан перспектив развития.

Аргумент 8: единовластие лишает общество и граждан перспектив развития.

Директивная экономика обрекает на застой. Внешние долги катастрофически нарастают. Страна становится заложником политики одного человека, а он сам все большие оказывается в зависимости от соседнего государства.

Аргумент 9: выборы президента — это общественное волнение и дорогостоящая процедура. Амбициозные кандидаты в президенты мобилизуют широкие слои общества, сеют раздор, напряженность в отношениях. Как показала белорусская история, проигравшие кандидаты и их сторонники нередко преследуются.

Аргумент 10: смена президента в условиях неразвитой демократии порождает проблему транзита власти, то есть передачи ее в надежные руки. Противостоять этому явлению достаточно сложно. В результате темпы развития снижаются.

Как жить без президента? Можно жить так, как жили до него, во времена «мягкого правления» Станислава Шушкевича и Мечислава Гриба. Они, как руководители парламента — Верховного Совета — исполняли функции главы государства на общественных началах. На мой взгляд, это оптимальная форма правления для Беларуси как небольшого государства.

То есть, упразднить должность президента и весь обслуживающий его аппарат. Возложить функции главы государства на председателя парламента.

Как это сделать? Легко и просто.

В три этапа. Первый этап: вернуться к Конституции 1994 г., которая была и осталась единственной легитимной Конституцией страны. Решение об этом может принять всебелорусский народный форум как представитель народа (ст. 3 Конституции). Второй этап: назначить выборы в законный парламент, каковым по Конституции является Верховный Совет Республики Беларусь.

Решение об этом может принять тот же всебелорусский форум, как и сформировать новый состав Центризбиркома. Третий этап: провести свободные и честные парламентские выборы по смешанной избирательной системе (130 + 130).

Новый парламент утвердит поправки в Конституцию и воссоздаст легитимные органы власти. Можно без президента.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценка: 1 2 3 4 5 Средний: 4.6 (75 оценок)Оценить Подпишитесь на наш канал в Тэги: Персона:

Кремль будет выжидать момент

Свое окружение Лукашенко перетряхивает в сталинской манере: чтобы не засиживались на постах, не чересчур обрастали связями, чтобы не было питательной почвы для кланов и заговоров.

Но все равно чужая душа – потемки. Весной страну поставила на уши весть об аресте Андрея Втюрина, который много лет возглавлял Службу безопасности главы государства, в буквальном смысле был близок к телу. Говорят, пестовал того же Колю… Вот так

Лукашенко становится пожизненным президентом

Вопрос референдума был сформулирован так: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.

Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего,свободного,равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»?». Таким образом,из Конституции исчезнет одна короткая,но очень важная фраза:

«Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков»

, которая была в той самой части первой статьи 81. И теперь Александр Лукашенко сможет участвовать не только в следующих выборах,но и во всех последующих.

Вот такая демократия. Справка «СК» По данным ЦИК Белоруссии,явка избирателей на референдум составила почти 90%. Положительно на вопрос референдума ответили более 86% граждан. Это составляет 77 с лишним процентов от общего списочного числа избирателей.

В Белоруссии изменения в Конституцию могут быть приняты через референдум при условии,что за них проголосуют более половины избирателей,внесенных в списки для голосования.

Белорусская оппозиция считает,что результаты референдума были сфальсифицированы. Батька ищет Евдокимова Михаил Сергеевич,позвоните Александру Григорьевичу(Лукашенко) Накануне референдума и парламентских выборов,которые состоялись в Белоруссии в один день,администрация Лукашенко пригласила совершить пресс-тур по стране большую группу российских журналистов,в том числе и корреспондента «СК».

Главной частью поездки стала четырехчасовая пресс-конференция президента.

Подробнее о ней и о белорусских впечатлениях — в следующем номере «СК». А сегодня о том,что касается Алтайского края.

Рассуждая о том,что прошло время,когда одни государства могли диктовать свою волю другим,и что «не везде возможно сделать так,как хочет Кремль» Александр Лукашенко заявил: — Михаила Евдокимова избрали вопреки или по воле?

Вопреки. Вот избрал народ,и все. Хочется кому-то или не хочется.

Корреспондент «СК» спросил президента Белоруссии,может ли в его стране,где исполнительная власть назначается главой государства,артист возглавить регион?

Узнав,что я из Алтайского края,Александр Лукашенко,не дослушав до конца вопрос,заявил: — Мне надо срочно с ним(речь о Михаиле Евдокимове.

— Д. Н.) встретиться. Он мне дважды звонил,и мы никак даже не смогли переговорить. Я готов поддержать не только его,но мне очень важно,коль народ избрал — я ж сам когда-то был в таком положении,извините,что перебил, — у меня есть такое жуткое желание поддержать этого человека. Тем более он звонил,ему что-то надо было там с техникой и так далее.
Тем более он звонил,ему что-то надо было там с техникой и так далее.

Говорят,там с сельским хозяйством надо помочь.

Поэтому вы,пожалуйста,ему передайте,что я готов. Будет в Москве,пусть сюда подъедет — здесь рядом — мы сядем и посмотрим,чем ему помочь. Что же касается моего вопроса,то Лукашенко ответил на него отрицательно.

Несмотря на то,что в Белоруссии много хороших актеров,ни одного кандидата в губернаторы среди них президент не видит,поскольку у актеров нет необходимых для этой работы качеств. Как вы оцениваете факт проведения референдума в Белоруссии?

Наталья Алпеева,заместитель декана факультета журналистики АлтГУ: — Отрицательно. В Белоруссии есть Конституция,которая закрепляет два срока нахождения одного лица на посту президента. Это нужно,чтобы была сменяемость власти.

Похоже,что и нам грозит то,что произошло в Белоруссии.

А авторитарные системы ничего хорошего в итоге не приносят.

Евгений Щетинин,депутат Зонального районного Совета: — Считаю,что Лукашенко свой ресурс уже выработал. Он устанавливает диктатуру,которая будет тяжела для народа.

На место Лукашенко должен прийти другой человек.

Референдум в Белоруссии — это прецедент для других государств. Не исключено,что Путин может сделать так же.

Роман Знаменщиков,заведующий кафедрой общих юридических дисциплин Академии труда и социальных отношений: — С юридической точки зрения референдум проводить можно всегда. Но поскольку речь идет о продлении полномочий президента,в отношении которых содержится норма в Конституции,то с точки зрения принципов демократии и правового государства этот референдум неконституционен. Ирина Солнцева,председатель комитета краевого Совета по охране здоровья и социальной защите населения(«Единая Россия»): — Может быть,народ Белоруссии проголосовал за ту стабильность,которую он имеет.

С одной стороны,это узурпация власти Лукашенко.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+