Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Уголовная ответственность за государственную измену

Уголовная ответственность за государственную измену

Похожие работы на — Уголовная ответственность за государственную измену

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы? Поможем написать качественную работу Без плагиата! © 2003 — 2018 «Библиофонд»

Уголовная ответственность за государственную измену и условия освобождения от нее

Специальная поощрительная норма содержится в примечании к ст.

275 УК РФ, которая гласит, что лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст.

275, а также ст. 276 и 278 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует заметить, что в ныне действующем Уголовном Кодексе Российской Федерации от 13.06.1996 года, по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР от 27.10.1960 года изменилась только мера наказания.

Если ранее за шпионаж предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества либо смертной казни с конфискацией имущества, то по новому кодексу за то же деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Согласно ст. 275 УК РФ государственная измена наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Согласно ст. 276 УК РФ шпионаж наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Шпионаж, совершенный гражданином РФ, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Шпионаж, совершенный гражданином РФ, наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Шпионаж, совершенный иностранцем или лицом без гражданства, по УК РФ влечет наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Понятие уголовной ответственности и виды освобождения от нее? Примечание относится к случаям оконченного преступления, когда добровольный отказ уже невозможен. При анализе примечания к статье 275 УК РФ можно заметить, что лицо может быть освобождено от уголовной ответс т венности в том случае, если оно добр о вольно и своевременно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба и н тересам страны.

Из данного положения выходит, что от уголовной ответственн о сти могут быть освобождены лица, кот о рые уже успели причинить ущерб интер е сам страны. При этом законодатель не о т мечает границы первоначального размера ущерба от совершенного преступления.

Законодатель также не конкретизирует иные способы предотвращения нанесения дальнейшего ущерба от преступления, смещая акцент именно на саму цель по предотвращению и уменьшению ущерба.

Государственная тайна — защищенные государством сведения военного, внешне-политического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности государства. Основы конституционного строя — конституционные принципы демократической организации государства, определяющие сущность российского государства, правовое положение личности, основы экономических отношений и политическую систему общества.

составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений.

области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, Поощрительная норма, предусмотренная примечанием к ст.

275 УК, направлена на предотвращение большего вреда государственной безопасности Российской Федерации и создает важный стимул для того, чтобы прервать преступную деятельность, предотвратить причинение ущерба Российской Федерации, оказать помощь правоохранительным органам России в борьбе с враждебной деятельностью иностранных спецслужб.

Специальная поощрительная норма содержится в примечании к ст. 275 УК, которая гласит, что лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 275, а также ст. 276 и 278 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Вместе с тем, в соответствии с ч.

2 ст. 75 УК РФ лицо, совершившее преступление иной категории (тяжкое или особо тяжкое), освобождается от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.− неосведомленность органов власти, как о совершенном преступлении, так и о лице, которое его совершило; Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в РФ, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пределы действия суверенитета.

Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ; Будучи известным теории уголовного права достаточно давно, деятельное раскаяние впервые получило закрепление в российском законодательстве лишь в ныне действующем Уголовном кодексе.

Условия освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки? Легитимация института деятельного раскаяния является отражением одной из ключевых тенденций развития современного отечественного и международного уголовного права — все более активного применения в борьбе с преступностью уголовно-правовых компромиссов.

В число статей УК РФ, снабженных примечаниями о допустимости деятельного раскаяния по специальным основаниям, законодатель включил и названные выше преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.

275, 276 и 278 УК РФ). Непосредственно специальные основания освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием применительно к этим преступным деяниям прописаны в примечании к ст.

275 УК РФ. Иностранное государство — любое государство, находящееся за пределами России.2. В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие внешнюю безопасность государства. Термин «иное означает любое оказание помощи, кроме отдельно указанных в ст. 275 шпионажа и выдачи государственной тайны, которые также представляют собой оказание помощи, но сформулированы в качестве самостоятельных видов преступления.
275 шпионажа и выдачи государственной тайны, которые также представляют собой оказание помощи, но сформулированы в качестве самостоятельных видов преступления. Выдача государственной тайны может быть совершена лицом, которое в силу служебного положения или на других законных основаниях обладает сведениями, содержащими государственную тайну.

Стоит сказать, что закон о государственной измене подвергался в последние годы некоторым правкам.

Действия, описанные выше, не всегда являлись преступлением. Государственной изменой или шпионажем не так давно служила лишь передача секретных сведений. В случае если одно из условий удовлетворено, но только частично, это может быть учтено в рассмотрении дела как смягчающие обстоятельства.

Предметом шпионажа выступают, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, а во-вторых, иные сведения, т. е. не составляющие государственной тайны.

Условия освобождения от уголовной ответственности лица давшего взятку? Особенности предмета преступления определяется и специфика шпионских действий в отношении предмета шпионажа.

Похищение сведений – это незаконное изъятие любым способом у законного обладателя. Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления – гражданин РФ. Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности РФ.Передача сведений – их предоставление для использования в ущерб внешней безопасности РФ иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Судебная практика по статье 275 УК РФ:

  1. Как следует из материалов уголовного дела № , данное дело возбуждено 15 марта 2010 г. в отношении А и Бобышева СВ. по признакам преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ. 16 марта 2010 г Бобышев С В . задержан в качестве подозреваемого в порядке ст. 91, 92 УПК РФ и допрошен в качестве подозреваемого. 17 марта 2010 г. в отношении Бобышева С В . избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
  2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: по приговору Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2012 г Бобышев С В . признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 5 ст. 33, ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. 5 февраля 2013 г. кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации приговор оставлен без изменения.
  3. коллегия из двенадцати присяжных заседателей допускается по ходатайству обвиняемого по преступлениям, указанным в п.1 ч.З ст.31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч.5 ст. 131, ч.5 ст. 132, ч.б ст. 134, ч.1 ст. 212, ст. 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ. Согласно п.1 ч.З ст. 31 УПК РФ верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, в частности.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.Адекватно ли государство в этой перестройке?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза.

А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.И тут возникает эффект, который братья Стругацкие называли «лингвистическим удушьем».

У государства нет слов, чтобы описать, конкретизировать угрозу, которую оно чует, нет способов отличить «правильную» социальную активность от «неправильной» (сознавая всю условность этих категорий).Отсюда и расплывчатость формулировок 275-й статьи, и химерические конструкции недавно принятой военной доктрины, вводящей протесты собственного населения и критическую ревизию «славного прошлого» в разряд военных угроз для государства.

Это не от кровожадности или трусости высших сановников, как почему-то многие считают, а исключительно от отсутствия у бюрократии подходящего языка.

Явление есть, а слова для него нет.

Поэтому принимается максимально широкая трактовка и дальше мысленно приписывается «а там разберемся в каждом конкретном случае».

Как говорил Наполеон Бонапарт разработчикам французской конституции, «пишите коротко и неясно».Как любая машина без «защиты от дурака», такое законодательство опасно в неблагонамеренных руках. Совать пальцы в работающий токарный станок чревато, но именно такими станками становятся некоторые элементы нового закона страны.

Перед нами, по сути, «антибиотик широкого спектра действия», который технически может применяться как против реальных угроз социальной стабильности, так и против любых подозрительных форм самоорганизации населения вне государственных структур и контролируемых государством НКО.Однако систематическое злоупотребление антибиотиками приводит к самым печальным последствиям для организма — от дисбактериоза до направленных мутаций вредоносных штаммов, устойчивых к этому лекарству.

Общие понятия

В преамбуле Конституции РФ (ст.4) закреплено, что государственный суверенитет Российской Федерации, целостность и территориальная неприкосновенность, составляют основу конституционного строя.

Многие считают, что действия правоохранительных органов и органов государственной власти по обеспечению сохранности государственных тайн и секретов (даже в рамках законных полномочий) нарушают закон, или, по крайней мере, идут в разрез с установленным конституционным правом на свободу мысли и слова (статья 29 Конституции РФ). С этим можно частично согласиться, но с противопоставлением того, что действующим законодательством также установлена возможность ограничения данных , если их высказывание или осуществление угрожает национальной безопасности страны.

Принимая во внимание масштаб данного преступления, можно утверждать, что рассматриваемое деяния относится к категории особо тяжких (ч.5 ст.15 УК РФ).

Следует отметить, что, в первую очередь, общественная опасность характеризуется определённым интересом и участием в совершении или иностранной организации, заведомо желающих использовать полученные сведение во вред для Российской Федерации, всеми доступными, законными и незаконными средствами.

Соответственно рядовой гражданин России не обладает сведениями, которые могут относиться к понятию государственной тайны. Из этого следует, что в основной «зоне риска» находятся государственные служащие, то есть дипломаты, министры, сотрудники федеральной службы безопасности, иначе говоря, все категории граждан, в силу своей профессиональной деятельности, нынешней или прошлой, имеющие доступ к информации, которая, при определённых условиях, может навредить безопасности и суверенитету государства.

Измена Родине: история статьи

Вообще, государственный шпионаж, преступления против государства и народа карались и караются в каждой стране.

Если говорить об истории этой уголовной статьи в нашей стране, то важно отметить, что оформилась она в УК РСФСР.В 1938 г.

правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики приняло Уголовный кодекс со статьей №58. В ней содержалось четырнадцать пунктов.

Они трактовали:

  • Шпионаж.
  • Саботаж и т. д.
  • Ответственность за участие в царской агентуре.
  • Вооруженные восстания с целью отторгнуть отдельную республику.
  • Подрыв деятельности предприятий и государственных систем.
  • Террористические акты.
  • Общение с иностранцами и буржуазией в контрреволюционных целях.
  • Контрреволюционные действия.
  • Разрушение железнодорожных путей и средств сообщения.
  • Агитация к свержению власти.
  • Сокрытие контрреволюционного преступления.

Список действительно широк, наказание – от шести месяцев до высшей меры социальной защиты, то есть расстрела. Осужденных по этой стране называли врагами народа.Статья не имела названия, только номер.

Была выведена первая глава «Преступления государственные» Особенной части УК.В РСФСР в 1960 г. о контрреволюционной деятельности уже речи не идет, преступление формулируется как «измена Родине».

Номер статьи — 64.

Основные проблемы доказывания государственной измены

Главный вопрос реализации уголовных дел о государственной измене и доведения их до суда с последующим обвинительным приговором – это доказывание прямого умысла подозреваемого на совершение измены, причинение вреда своей стране.

Закон проводит отграничение гос. измены от незаконного экспорта или передачи за рубеж сырья, технологий, научной информации, незаконного выполнения работ, оказания услуг, которые могут быть использованы в создании оружия массового поражения и в военной промышленности (ст.

189 УК РФ). По этой статье предмет преступления передается иностранной коммерческой или научной организации с умыслом субъекта на осуществление противоправной экономической деятельности. При государственной измене субъект умышленно и осознанно причиняет вред внешней безопасности РФ.

Разглашение государственной тайны () также не означает, что совершена государственная измена, если отсутствует прямой умысел нанести ущерб государственной безопасности. Разглашение – предание огласке, распространение секретных сведений с нарушением установленного порядка. Активным способом такое правонарушение совершается в ходе доверительной беседы, демонстрирования документов, открытого доклада или лекции, публикации в СМИ.

Разглашение можно допустить бездействием при допущении посторонних к ознакомлению с секретными сведениями. Способ разглашения может быть устным, письменным, с использованием СМИ.

От чего зависит наказание?

Корыстные или другие мотивы действий не влияют на получение цели и квалификацию преступления.

Возможные материальные последствия находятся вне предела состава преступления, могут вменяться лицу при наличии объективных или субъективных показаний. В примечании к 275 статье УК РФ сказано, что уголовная ответственность может не наступать.

Способствовать устранению дальнейшего ущерба лицо может добровольно, своевременно, сообщив органам власти об измене. Закон делает акцент, что она должна быть направлена на предотвращение ущерба интересам страны.

Разрешение оценочного вопроса принадлежит суду.

Сколько было осуждено людей?

За двадцать лет, с 1997 по 2017 год, в России осуждено 100 человек по делу о госизмене и шпионаже.

Только одного, эколога Александра Никитина, оправдали в 2000 году. Все заседания по делам о госизмене и шпионаже проходят в закрытом режиме. По данным «Команды 29», минимум в 23 делах о гостайне подсудимых защищали адвокаты, назначенные государством, или адвокаты по соглашению, которые своими действиями навредили обвиняемым.

По данным «Команды 29», минимум в 23 делах о гостайне подсудимых защищали адвокаты, назначенные государством, или адвокаты по соглашению, которые своими действиями навредили обвиняемым. А минимум в 19 делах следствие пыталось сфальсифицировать доказательства и документы.

Законодательство по делам госизмены ужесточилось.

Обвиняемые теперь не имеют права требовать проведение суда присяжных, который выносит намного больше оправдательных приговоров (за первое полугодие 2020 года присяжные оправдательные приговоры по каждому пятому делу).

Также в 2012 году статья о госизмене была расширена расплывчатыми формулировками «иные случаи» и «иная помощь».

Другой комментарий к статье 275 УК РФ

1. Государственная измена охватывает три альтернативно указанных деяния: 1) шпионаж; 2) выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну; 3) оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

2. О понятии шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Государственная измена отличается от шпионажа как самостоятельного преступления только по его субъекту.

3. Выдача государственной тайны — это сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственную тайну. К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»).

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, по представлению Правительства РФ утверждается Президентом РФ. В него включены сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и др. 4. Способ выдачи государственной тайны уголовно-правового значения не имеет.

5. Иностранное государство выступает в лице его официальных органов и прежде всего спецслужб; иностранная организация может быть как государственной, так и иной; представителями иностранных государств и иностранных организаций могут быть их официальные или иные лица, действующие по их поручению.

Преступление в этой форме считается оконченным с момента перехода указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям. 6. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, может выражаться в совершении различных действий, в частности в вербовке агентов для спецслужб иностранного государства, оказании помощи в их легализации в России, снабжении необходимыми для этого документами, трудоустройстве, подборе явочных квартир, приобретении транспортных средств и т.д.

В содержание указанного признака не входят шпионаж и выдача государственной тайны. Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи указанным в законе адресатам (иностранному государству, иностранной организации или их представителям).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. 8. Субъект преступления специальный — гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

9. Примечание к комментируемой статье предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности. ← →

Различия составов

Принципиально обе указанные статьи направлены на защиту страны.

Но объединить их нельзя. Государственная измена имеет принципиальное отличие от шпионажа. Таковое выражено в наличии у субъекта правового обязательства по отношению к стране. Человек в юридическом поле принимает таковое вполне официально. То есть он совершает двойной проступок: вредит государственной системе и нарушает клятву.
То есть он совершает двойной проступок: вредит государственной системе и нарушает клятву.

«Простой» шпионаж не обусловлен дополнительными обязательствами. Его суть состоит в намерении нанести вред населению страны, создав опасность государству.

Поэтому уголовная ответственность за него не так строга.

Однако преступник также получает возможность избежать заслуженной кары. освобождается он от наказания в случае явки с повинной.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1.

Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др.

Конституции). . Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл.

29 УК. Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов.

В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом. По общему правилу в соответствии с ч.

5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства. Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. , , , и представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .

——————————— Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

// СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728. Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным. 4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК. 5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну.

Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф.

получил от него официальное предложение о сотрудничестве.

Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки.

Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.

Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .

——————————— Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005. В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти.

Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .

——————————— Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января. Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

1996. 18 января. Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ. Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах.

Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей. 6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ . ——————————— Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П

«По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»

в связи с жалобами граждан В.М.

Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н.

Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ.

1996. N 15. Ст. 1768. В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе.

Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из . ——————————— Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

. Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред.

от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты). ——————————— РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41.

Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч.

1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009.

N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст.

6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях. Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст.

2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность. ——————————— См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред.

от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18.

Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24.

Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст.

2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст.

5456. Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке. В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне. Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст.

283 УК. Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276). Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены. Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе.

Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва. Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях. 10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа.

При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см.

ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату.

При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК). 13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления. Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ.

Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду. Навигация по записям © 2020 Уголовный Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям УК РФ.

Шпионаж

Такой деятельностью называют сбор, передачу, хищение и хранение секретных сведений — однако не каждое такое деяние подпадает под определение «государственная измена». Отличие от шпионажа заключается в субъекте преступления.

О чем речь? Государственную измену совершить может только гражданин конкретной страны, в нашем случае — России.

В шпионаже обвиняют исключительно иностранных граждан.Как уже было сказано, предметом преступления по ст. могут служить любые сведения, не подлежащие разглашению.

К каким областям относится подобная информация?

Государственная измена – деяние, которое подразумевает выдачу сведений, имеющих отношение к военной, экономической, научной, внешнеполитической и разведывательной деятельности РФ. Распространение информации подобного характера способно нанести существенный ущерб безопасности государства. Поэтому документы, передача которых трактуется как государственная измена (УК РФ), маркируются грифом «секретно» или относятся к особенной категории.

Если подобную информацию представителям своего государства передает иностранный гражданин, то речь идет уже о шпионаже – преступлении, которое наиболее подробно прописано в ст. 176 УК РФ. Наказание за подобное деяние – лишение свободы на срок от десяти до двадцати лет.Еще одним отличием государственной измены от шпионажа является то, что в первом случае обвиняемый передал, например, чертежи, схемы, диаграммы или какой-либо план, располагая подобными документами на законном основании.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+